Температура в печи



Что происходит внутри печи? Во-первых, вода, еще присутствующая в глиняной массе, полностью испаряется, во-вторых, идет процесс остекловывания.

Чтобы при испарении воды не образовывались перекосы и трещины, необходимо установить температуру таким образом, чтобы в начале обжига она возрастала медленно. Для остекловывания температура должна подняться примерно до 950 °С. Таким образом керамика становится твердой и прочной.

- 200-400°С: при этой температуре удаляются органические вещества, присутствующие в глине.

- 500°С: глиняное тесто полностью дегидратируется (обезвоживается).

- От 600°С: температура может подниматься быстро, но если она перейдет определенный предел, то плавление станет чрезмерным и изделие деформируется или слишком остеклится, что не позволит глазури проникнуть в его поверхность.

- 680°С: начинается процесс остекловывания. Содержащиеся в глиняной смеси флюсы, перед тем как расплавиться, становятся пастообразными и расширяются. Флюсы играют роль клеящихся веществ для скрепления твердых частиц, заполняя поры. Масса увеличивается в объеме.

- 800°С: начинается процесс перехода флюсов в стеклообразное состояние (остекловывание). Керамическое изделие уменьшается в объеме. Масса становится плотной и твердой.

- 900 °С и выше: при достижении оптимальной температуры она поддерживается в течение некоторого времени, чтобы затем перейти к этапу закаливания, т. е. постепенного остывания. Не открывайте печь, пока температура не снизится до 100 °С. Термический удар приведет к повреждению (расколу) изделий.

Тепло и цвет

Опытные керамисты умеют определять температуру внутри печи по цвету изделий, подвергающихся обжигу.

Видимые изменения начинаются при температуре около 600 °С. Между 600 и 700°С масса приобретает красновато-вишневый цвет. Между 700 и 800°С - ярко-красный и оранжевый оттенки. При 800-900°С она становится желтовато-оранжевой. При более высокой температуре, около 950-1050 °С, глиняная масса приобретает интенсивную белую или желтую окраску.

Также на сайте:



Кашинная керамика

Большая группа керамики называется кашинной. Кашин представляет собой белую пористую керамическую массу. На него наносились в основном прозрачные и цветные глазури. Светлая кашинная керамика делала рисунок ярким, а глазури глубокими, как бы светящимися изнутри.

Эффект этот усиливался тем, что применявшаяся на кашинных сосудах полива стекала по дну и застывала на нем толстым слоем. В результате получался контраст между поверхностью округлых стенок чаши, где слой поливы был тонким и легкий рельеф черепка выделял основные линии орнамента, и толстым гладким слоем стекла на дне, под которым мерцали краски росписи. Керамисты учитывали этот эффект и придавали ему особый художественный смысл.



Пары олова и алюминия

Чтобы совершенно не изменять цвета глазурей, применяют хлористое олово в смеси с хлористым алюминием в каких угодно пропорциях. Олово дает на глазурях легкий беловатый налет (дымку). Для экономии можно добавлять и хлористое железо. Восстановление углекислыми и хлористоводородными газами. Наконец, если надо получить очень сильные эффекты блестящего кричащего металла разных оттенков, не достижимых никакой другой техникой (в живописи, в ювелирном деле и т. п.), применяют оба описанных приема восстановления вместе.