Температура обжига



Обжиг майоликовых изделий довольно труден и является одним из важнейших процессов производства. В этой работе главное уметь определить температуру, не давать коптящего пламени и прекратить вовремя обжиг. Довольно успешно можно следить за обжигом глазурованных изделий по небольшим плиткам, на которые наносятся обжигаемые глазури.

Эти плитки (их ставится в горн штуки 4—5) вынимаются из горна через некоторые промежутки времени и по тому, насколько хорошо сплавилась на них глазурь, можно безошибочно решить, нужно ли дальше продолжать обжиг или следует его прекратить. Пробные плитки вторично в горн ставить нельзя, так как они могут дать неправильное показание.

Опытный горновщик сможет определить температуру по свечению в горне. Каждому цвету соответствует более или менее определенная температура, примерно такая:

Начало свечения - 525°
Очень тёмно-красный цвет - 600°
Тёмно-красное каление - 700°
Начало вишнево-красного каления - 800°
Вишнево-красное каление - 900°
Яркое вишнево-красное каление - 1000°
Оранжевое каление - 1100°
Желтое каление - 1200°
Белое каление - 1300°
Ярко-белое каление - 1400°
Ослепительно белое каление - 1500°

Удовлетворительные результаты дает определение температуры конусами Зегера. Они представляют собой трехгранные пирамидки, сделанные из различных масс, в состав которых входят каолин, мел, борная кислота, песок, полевой шпат и т. д. Высота конуса Зегера—4,5 см. В горн или муфель их ставят на подставке из сырой глины. Под действием жара они постепенно сокращаются в объеме, остекловываются и наклоняются.

Полное падение конуса указывает на то, что в горне достигнута нужная температура. Конуса изготовляются из масс, остекловывающихся при определенной температуре. На каждом конусе есть номер, которому в особой таблице соответствует температура в градусах Цельсия. Ниже приводятся номера и соответствующая им температура конусов Зегера для определения обжига: майоликовых изделий:

Рекомендуется конуса ставить вместе по 3—4 шт., с таким расчетом, чтобы средний указывал нужную температуру, а один был бы выше на случай большего поднятия температуры. Кроме того, лучше их ставить в трех—четырех местах горна, чтоб иметь возможность видеть, насколько равномерно идет обжиг.

В настоящее время для определения температуры пользуются еще термоэлектрическими и оптическими пирометрами. Эти приборы дороги и достать их довольно трудно. Применяют их главным образом на фабриках и в лабораториях в тех случаях, когда нужно знать поднятие температуры в определенные промежутки времени, когда нужно найти точный момент прекращения обжига, или когда невозможно наблюдение за поставленными конусами Зегера, а это имеет место в тех случаях, когда нельзя открывать даже наблюдательное отверстие в горне или муфеле.

Также на сайте:



Горн и кессельская печь

Дровяной горн, с камерой длиной 125 см, шириной 85 и высотой со сводом 100 см и выносной топкой, — очень хороший горн, пригодный для обжига облицовочных плиток. При заборке плиток в рейки их помещается в горне такое количество, которым можно покрыть площадь в 6 кв. м. Топка выносная, т. е. не находящаяся непосредственно под обжигательной камерой. Топка имеет небольшой наклон, так что печные газы еще в топке получают движение вверх и полено горит равномерно с обоих концов.



Роспись керамики ангобом

Кроме росписи красками, широко распространено нанесение на поверхность различных узоров и рисунков способом ангобирования. Ангоб, предназначенный для этих целей, представляет собой жидкую, тонко растертую глину. Она может быть белой или иметь другие цвета, получаемые при помощи примеси к белой глине различных красителей.

Техника росписи ангобом предполагает нанесение декора исключительно на влажное изделие. Ангоб, нанесенный на сырую поверхность, из-за повышенной влажности может привести к деформации формы.