Температура обжига



Обжиг майоликовых изделий довольно труден и является одним из важнейших процессов производства. В этой работе главное уметь определить температуру, не давать коптящего пламени и прекратить вовремя обжиг. Довольно успешно можно следить за обжигом глазурованных изделий по небольшим плиткам, на которые наносятся обжигаемые глазури.

Эти плитки (их ставится в горн штуки 4—5) вынимаются из горна через некоторые промежутки времени и по тому, насколько хорошо сплавилась на них глазурь, можно безошибочно решить, нужно ли дальше продолжать обжиг или следует его прекратить. Пробные плитки вторично в горн ставить нельзя, так как они могут дать неправильное показание.

Опытный горновщик сможет определить температуру по свечению в горне. Каждому цвету соответствует более или менее определенная температура, примерно такая:

Начало свечения - 525°
Очень тёмно-красный цвет - 600°
Тёмно-красное каление - 700°
Начало вишнево-красного каления - 800°
Вишнево-красное каление - 900°
Яркое вишнево-красное каление - 1000°
Оранжевое каление - 1100°
Желтое каление - 1200°
Белое каление - 1300°
Ярко-белое каление - 1400°
Ослепительно белое каление - 1500°

Удовлетворительные результаты дает определение температуры конусами Зегера. Они представляют собой трехгранные пирамидки, сделанные из различных масс, в состав которых входят каолин, мел, борная кислота, песок, полевой шпат и т. д. Высота конуса Зегера—4,5 см. В горн или муфель их ставят на подставке из сырой глины. Под действием жара они постепенно сокращаются в объеме, остекловываются и наклоняются.

Полное падение конуса указывает на то, что в горне достигнута нужная температура. Конуса изготовляются из масс, остекловывающихся при определенной температуре. На каждом конусе есть номер, которому в особой таблице соответствует температура в градусах Цельсия. Ниже приводятся номера и соответствующая им температура конусов Зегера для определения обжига: майоликовых изделий:

Рекомендуется конуса ставить вместе по 3—4 шт., с таким расчетом, чтобы средний указывал нужную температуру, а один был бы выше на случай большего поднятия температуры. Кроме того, лучше их ставить в трех—четырех местах горна, чтоб иметь возможность видеть, насколько равномерно идет обжиг.

В настоящее время для определения температуры пользуются еще термоэлектрическими и оптическими пирометрами. Эти приборы дороги и достать их довольно трудно. Применяют их главным образом на фабриках и в лабораториях в тех случаях, когда нужно знать поднятие температуры в определенные промежутки времени, когда нужно найти точный момент прекращения обжига, или когда невозможно наблюдение за поставленными конусами Зегера, а это имеет место в тех случаях, когда нельзя открывать даже наблюдательное отверстие в горне или муфеле.

Также на сайте:



Стекло в веках

Глину для создания посуды можно было брать прямо из земли. Но если смешать песок с минералами и раскалить его, он превращается в вязкую субстанцию, которую можно надувать, растягивать и заливать в форму.

Именно римляне первыми освоили навыки, необходимые для выдувания стекла. В отличии от прочих созданных ими материалов этот был прозрачным. Римляне первыми стали вставлять стекла в окна. По сути римляне отливали формы, они уже использовали эту технологию для создания сосудов, так что это стало просто логическим продолжением.



Керамическая игрушка

Огромной популярностью в России вот уже много веков пользуется керамическая игрушка. Одним из самых знаменитых центров по ее производству является бывшая слобода, а ныне село Дымково. Глину для игрушек здесь готовят специально. После формовки фигурок, самыми популярными среди которых являются всадники на конях, барышни, няньки с младенцами, птички, лошадки и др., их сушат и обжигают.

Вслед за тем керамические изделия на несколько секунд погружают в смесь из молока и мела, из-за чего они приобретают белый цвет. Затем игрушки расписывают специальными красками, приготовленными на яичном желтке.