Температура обжига



Обжиг майоликовых изделий довольно труден и является одним из важнейших процессов производства. В этой работе главное уметь определить температуру, не давать коптящего пламени и прекратить вовремя обжиг. Довольно успешно можно следить за обжигом глазурованных изделий по небольшим плиткам, на которые наносятся обжигаемые глазури.

Эти плитки (их ставится в горн штуки 4—5) вынимаются из горна через некоторые промежутки времени и по тому, насколько хорошо сплавилась на них глазурь, можно безошибочно решить, нужно ли дальше продолжать обжиг или следует его прекратить. Пробные плитки вторично в горн ставить нельзя, так как они могут дать неправильное показание.

Опытный горновщик сможет определить температуру по свечению в горне. Каждому цвету соответствует более или менее определенная температура, примерно такая:

Начало свечения - 525°
Очень тёмно-красный цвет - 600°
Тёмно-красное каление - 700°
Начало вишнево-красного каления - 800°
Вишнево-красное каление - 900°
Яркое вишнево-красное каление - 1000°
Оранжевое каление - 1100°
Желтое каление - 1200°
Белое каление - 1300°
Ярко-белое каление - 1400°
Ослепительно белое каление - 1500°

Удовлетворительные результаты дает определение температуры конусами Зегера. Они представляют собой трехгранные пирамидки, сделанные из различных масс, в состав которых входят каолин, мел, борная кислота, песок, полевой шпат и т. д. Высота конуса Зегера—4,5 см. В горн или муфель их ставят на подставке из сырой глины. Под действием жара они постепенно сокращаются в объеме, остекловываются и наклоняются.

Полное падение конуса указывает на то, что в горне достигнута нужная температура. Конуса изготовляются из масс, остекловывающихся при определенной температуре. На каждом конусе есть номер, которому в особой таблице соответствует температура в градусах Цельсия. Ниже приводятся номера и соответствующая им температура конусов Зегера для определения обжига: майоликовых изделий:

Рекомендуется конуса ставить вместе по 3—4 шт., с таким расчетом, чтобы средний указывал нужную температуру, а один был бы выше на случай большего поднятия температуры. Кроме того, лучше их ставить в трех—четырех местах горна, чтоб иметь возможность видеть, насколько равномерно идет обжиг.

В настоящее время для определения температуры пользуются еще термоэлектрическими и оптическими пирометрами. Эти приборы дороги и достать их довольно трудно. Применяют их главным образом на фабриках и в лабораториях в тех случаях, когда нужно знать поднятие температуры в определенные промежутки времени, когда нужно найти точный момент прекращения обжига, или когда невозможно наблюдение за поставленными конусами Зегера, а это имеет место в тех случаях, когда нельзя открывать даже наблюдательное отверстие в горне или муфеле.

Также на сайте:



Налепные украшения керамики

Украшение керамических изделий различными налепами имеет многотысячелетнюю историю. Техника его исполнения довольно проста. При лепке на влажное изделие вручную наносится рельефный декор из такой же глины.

Форма налепов может быть самой разной: в виде прямых, волнистых, зигзагообразных и прочих валиков, шишечек, конусов, фигурок людей и животных, растений и т. д. В некоторых случаях рельефные участки окрашивают в другие цвета, отличные от окраски поверхности керамики.



Глазури с марганцем

Марганец окрашивает глазури в розоватый, фиолетовый, лиловый (аметистовый) и коричневый цвета. Добавляют его в виде: окиси марганца - порошок темно-коричневого цвета или перекиси марганца, иначе пиролюзит - это чиатурская руда, добываемая в Армении. После размола представляет собой черный порошок. Как натуральный материал всегда содержит примесь железа. Для коричневых и бурых глазурей эта примесь не вредна, но совершенно недопустима для фиолетовых и розовых глазурей.