Температура обжига



Обжиг майоликовых изделий довольно труден и является одним из важнейших процессов производства. В этой работе главное уметь определить температуру, не давать коптящего пламени и прекратить вовремя обжиг. Довольно успешно можно следить за обжигом глазурованных изделий по небольшим плиткам, на которые наносятся обжигаемые глазури.

Эти плитки (их ставится в горн штуки 4—5) вынимаются из горна через некоторые промежутки времени и по тому, насколько хорошо сплавилась на них глазурь, можно безошибочно решить, нужно ли дальше продолжать обжиг или следует его прекратить. Пробные плитки вторично в горн ставить нельзя, так как они могут дать неправильное показание.

Опытный горновщик сможет определить температуру по свечению в горне. Каждому цвету соответствует более или менее определенная температура, примерно такая:

Начало свечения - 525°
Очень тёмно-красный цвет - 600°
Тёмно-красное каление - 700°
Начало вишнево-красного каления - 800°
Вишнево-красное каление - 900°
Яркое вишнево-красное каление - 1000°
Оранжевое каление - 1100°
Желтое каление - 1200°
Белое каление - 1300°
Ярко-белое каление - 1400°
Ослепительно белое каление - 1500°

Удовлетворительные результаты дает определение температуры конусами Зегера. Они представляют собой трехгранные пирамидки, сделанные из различных масс, в состав которых входят каолин, мел, борная кислота, песок, полевой шпат и т. д. Высота конуса Зегера—4,5 см. В горн или муфель их ставят на подставке из сырой глины. Под действием жара они постепенно сокращаются в объеме, остекловываются и наклоняются.

Полное падение конуса указывает на то, что в горне достигнута нужная температура. Конуса изготовляются из масс, остекловывающихся при определенной температуре. На каждом конусе есть номер, которому в особой таблице соответствует температура в градусах Цельсия. Ниже приводятся номера и соответствующая им температура конусов Зегера для определения обжига: майоликовых изделий:

Рекомендуется конуса ставить вместе по 3—4 шт., с таким расчетом, чтобы средний указывал нужную температуру, а один был бы выше на случай большего поднятия температуры. Кроме того, лучше их ставить в трех—четырех местах горна, чтоб иметь возможность видеть, насколько равномерно идет обжиг.

В настоящее время для определения температуры пользуются еще термоэлектрическими и оптическими пирометрами. Эти приборы дороги и достать их довольно трудно. Применяют их главным образом на фабриках и в лабораториях в тех случаях, когда нужно знать поднятие температуры в определенные промежутки времени, когда нужно найти точный момент прекращения обжига, или когда невозможно наблюдение за поставленными конусами Зегера, а это имеет место в тех случаях, когда нельзя открывать даже наблюдательное отверстие в горне или муфеле.

Также на сайте:



Значение обжига и сушки

Обжиг, один из самых ответственных этапов изготовления не только горшка, но и любой другой глиняной посуды. Во время обжига в глине происходят сложные процессы, сопровождающиеся удалением влаги, распадом одних и образованием других веществ. Только после него глина превращается в искусственный силикат, называемый керамикой. В результате она обретает прочность, твердость, не боится воздействия воды, огня и многих химических веществ. Но прежде чем попасть на обжиг, каждое глиняное изделие должно пройти подготовительную стадию, называемую сушкой.



Маточный капп

Модели, имеющие форму тел вращения, изготовляются на обычных гончарные кругах, остальные модели приходится изготовлять вручную. Модели делают из гипса с помощью клюшек, пилы, ножа, цикли. Готовую модель надо высушить и покрыть специальной смазкой, состоящей из 15% мыла, 13% гарного масла и 72% воды.

Затем нужно изготовить так называемый маточный капп, который является моделью самой гипсовой формы. Для изготовления каппа модель помещают на горизонтальную площадку внутри металлической обичайки (круга) и в таком положении заливают гипсом.