Сушка после формовки



После формовки изделия направляют в сушку. При сушке должно быть удалено столько воды, чтобы содержание ее в изделиях составляло не более 6%. При такой влажности изделия обычно становятся совершенно светлыми. Ноготь при легком сдавливании уже не оставляет на их поверхности никаких следов.

В гончарных мастерских для сушки изделий обычно используется тепло, излучаемое поверхностью обжигательной печи и выделяемое из печи во время ее охлаждения. Поэтому полки для сушки изделий обычно располагают в непосредственной близости от обжигательной печи. На полки устанавливают планки со сформованным изделиями.

Условия сушки гончарных изделий

При сушке вода испаряется, прежде всего, из наружных слоев глины. На ее место поступает вода из внутренних слоев глины. Если вода испаряется так, что расход ее с поверхности изделия все время пополняется изнутри, то сушка проходит нормально и не сопровождается образованием трещин.

Если же вода из наружных слоев испаряется слишком быстро, то влажность наружных и внутренних слоев оказывается неодинаковой. Вследствие этого изделие усыхает неравномерно: наружные, менее влажные его слои сжимаются больше внутренних. При большой разнице в степени сжатия из-за сильного натяжения наружных слоев получаются трещины.

Для каждой глины должны быть установлены такие условия (режим) сушки, чтобы она не вызывала образования трещин и чтобы сушка была равномерной. Чтобы установить режим сушки, нужно знать, от чего зависят скорость испарения воды из наружных слоев глины и скорость подачи ее из внутренних слоев к наружным.

Скорость испарения воды из наружных слоев глины зависит от температуры, влажности и количества воздуха, омывающего изделия. Чем выше температура воздуха, тем быстрее испаряется вода из наружных слоев изделия. Влажность воздуха оказывает на скорость испарения воды обратное влияние. Чем влажность выше, тем медленнее испаряется вода.

Количество воздуха, омывающего изделия при сушке, влияет на скорость испарения воды из наружных их слоев так же, как температура: чем больше количество воздуха, тем быстрее испаряется вода. Температуру воздуха в сушильном отделении можно измерять при помощи ртутного термометра и регулировать, открывая или, наоборот, закрывая вытяжную трубу или окна.

Температура воздуха, омывающего изделия, на верхних и нижних полках не одинакова. Теплый воздух, который легче холодного, подымается кверху. Вследствие этого температура воздуха, омывающего изделия, на верхних полках всегда выше, чем внизу. Эту разницу в температуре можно использовать для регулировки условий сушки. Перемещая изделия с верхних полок на нижние и с нижних на верхние можно ускорить сушку всей партии изделий.

Также на сайте:



Инструменты для росписи

Основной инструмент при выполнении надглазурной росписи — кисть. Наиболее подходящие кисти — из беличьего волоса. Выбирая кисти, следите, чтобы у них были равномерно вытянутые и острые кончики. Нужно иметь беличьи кисти нескольких номеров. Во время работы кладите кисти на подставку из жести или дерева. После окончания росписи не забывайте вымыть кисти в скипидаре, затем, смазав их слегка скипидарным маслом, заострите кончики и поставьте в вазочку.



Составы декоративных эмалей

За годы создано и опробовано громадное количество самых разнообразных составов эмалей, перебирая различные составляющие компоненты можно добиться почти любого цвета и оттенка. Способы измельчения, смешивания и протирки тоже позволяют получить множество самых разных результатов. Для приготовления того или иного состава также варьируют температуру плавления и спекания. Некоторые составы приведены ниже.

Синяя эмаль:
Фритта синяя (сплавить и растереть): - Окись кобальта - 10; Окись цинка – 20; Бура водная – 38; Сурик свинцовый - 19; Песок - 13.

Белой эмали – 90
Фритты синей - 10