Способы нанесения глазури



Глазурь наносится на поверхность изделия кистью, а также окунанием и обливанием. Так, например, изразцы удобнее обливать глазурью. Во время обливания каждый изразец держат над широкой посудиной за румпу или же устанавливают на специальное приспособление, согнутое из толстой проволоки. Для глазурования внутренних стенок посуду примерно на четверть наполняют глазурью. Затем посуду наклоняют и медленно поворачивают, следя за тем, чтобы глазурью были омыты все ее внутренние участки.

Оставшуюся поливу выливают в таз и уже кружкой обливают посудину снаружи. Обычно крынку обливают только до половины. Мелкие вещицы, например свистульки, окунают в глазурь, держа их за пищик. Поэтому эта часть у готовой свистульки обычно глазурью не покрыта. Чтобы на отдельных участках керамического изделия не образовались толстые наслоения, их стараются полить быстро и равномерно.

Влага из глазури почти мгновенно впитывается в поры глины, а на поверхности остается удерживаемый клеем тонкий матовый слой порошкового стекла. Есть и другие способы нанесения стеклянного порошка на глиняное изделие. Так, например, некоторые гончары покрывают сосуды тонким слоем мучного или крахмального клейстера, а иногда и силикатного клея и тут же через сито припорашивают поверхность стеклянным порошком.

Небольшие изделия просто обваливают в порошке, а затем легким постукиванием по донышку стряхивают его излишки. Наряду с бесцветной широко используется цветная прозрачная глазурь. Ею обычно покрывают изделия, декорированные рельефными изображениями, тиснением и гравировкой. Еще в к VII веке на Руси для облицовки печей наряду с «муравлеными» (зелеными) применяли «цениные» (синие) изразцы, которые покрывались зеленой и синей глазурью. Собираясь в углублениях более толстым слоем, чем на выпуклых частях, глазурь как бы темнеет, а рельеф становится более выразительным.

Для подкрашивания глазури, так же, как и для ангобов, используют оксиды хрома, дающие зеленый цвет, меди — бирюзовый, кобальта — синий и железа — желтый и красно-коричневый. После того как глазурь высохнет, изделия обжигают. При высокой температуре клей выгорает, а частицы стекла оплавляются и тонким слоем покрывают керамическое изделие. Чтобы глазурь не потрескалась, изделия должны остывать медленно вместе с печью.

Если керамическое изделие не будет постоянно соприкасаться с жидкостями, а также подвергаться действию высокой температуры, то глазурь вполне допустимо имитировать. Внешне она мало чем будет отличаться от настоящей, к тому же надежно защитит керамику от пыли и грязи. «Глазуровать» можно изделия, декорированные налепным рельефом, резьбой, гравировкой, расписанные масляными красками, темперой, гуашью, текстильными и растительными красителями.

В качестве «глазури» используется бесцветный мебельный нитролак НЦ-222 и лак с золотистым оттенком НЦ-228. На крупные изделия лак наносят пульверизатором или кистью. Мелкие предметы, например всевозможные украшения просто опускают в лак на несколько секунд. Чтобы усилить блеск, лак после подсыхания наносится на поверхность изделия два-три раза очень тонкими слоями.

Чтобы получить цветную «глазурь», лак можно подкрасить пастой из шариковой авторучки. Добавив в нитролак зеленую пасту, имитируют зеленую глазурь «мураву». Если глазурь необходимо нанести на печные изразцы, то вместо нитролака лучше использовать мебельный масляный лак. Он хорошо выдерживает высокую температуру, возникающую во время топки на облицовке печи. Такой лак можно подкрасить масляными красками. Вместо глазури можно использовать силикатный клей (жидкое стекло), который дает на изразцах очень прочную и стойкую пленку. Силикатный клей можно подкрашивать акварельными красками и цветной тушью.

Также на сайте:



Обжиг в горне

Установка товара в горн. Наставляя глазурованные изделия в горн, нужно всегда следить за тем, чтобы они не соприкасались одно с другим, чтобы было достаточно места для прохода пламени и но возможности полнее использовалось печное пространство. Если глазурованные изделия обжигаются в горне незащищенными от пламени, то их наставляют на лещедки, подкладывая кружки.

Крупные изделия лучше ставить вниз, во избежание разрушения или искривления изделий от давления сверху. Облицовочные плитки забираются в рейки. Между рядами должно быть пространство примерно 5—7 см для прохода пламени.



Фарфор

Фарфор, самый тонкий вид керамики, появился в Китае в 600 году. Когда фарфор завезли в Европу, он очаровал всех своей изысканностью и стал цениться на вес золота, обладать им считалось престижным. В Европе было предпринято немало попыток разгадать секрет его состава.

Глиняное тесто, белое, мелкозернистое и плотное. После первого обжига становится водонепроницаемым, непрозрачным, белого цвета, а если слой тонкий, то полупрозрачным. В его состав входят три компонента:
- каолин, служащий связывающим веществом (в пропорции 50%);
- кварц, являющийся отощающей добавкой (25% от состава);