Периоды обжига



При обжиге изделий необходимо установить строгий режим и порядок работы печи, предусмотрев время на садку, обжиг, остывание и выгрузку изделий. Режим обжига зависит от температуры обжига изделий, объема и типа печи. Обычно время на садку и выгрузку, обжиг и остывание распределяется следующий образом:

Садка и выгрузка – 4-8 часов.
Обжиг - 12-20 часов.
Остывание – 12-44 часа.

Период времени от садки изделий до полной их выгрузки называется оборотом печи. При указанном нами режиме оборот печи колеблется в пределах от 28 до 72 часов.

Обычно гончарные изделия обжигают один раз. Только высококачественные изделия подвергают сначала так называемому утильному, а затем политому обжигу. На утильный обжиг изделия направляют до покрытия их глазурью. После выгрузки из печи изделия сортируют, покрывают глазурью и подвергают политому обжигу.

При таком способе обжига получается гораздо меньше брака, однако расход топлива увеличивается почти в полтора раза.

Обжиг изделий состоит обычно из следующих периодов:
- подогрев до температуры – 130-150°;
- подъем температуры до - 900—1000°;
- выдержка при температуре – 900-1000°.

При объеме печи в 5-7 м3 продолжительность первого периода составляет около 4 часов, второго — около 6 часов и третьего — около 2 часов.

В первый период из обжигаемых изделий удаляется гигроскопическая вода. B этот период водяные пары окрашивают дым, выходящий из дымовой трубы, в беловатый цвет. Первый период обжига называется досушкой, или просто паром.

Во время досушки температуру в печи следует поднимать медленно, так как при быстром подъеме температуры изделия могут растрескаться. Чтобы температура повышалась медленно, на передний край топки забрасывают немного топлива и топочные дверцы и шибер все время держат открытыми.

Величина разрежения в печи в этот период, в зависимости от высоты дымовой трубы, размеров печи и т.п., должна составлять от 0,5 до 1 мм водяного столба.

Также на сайте:



Лепка из цельного куска глины

Прежде чем приступить к лепке из глиняной массы, необходимо четко представить себе образ будущего изделия, который нередко подсказан самим куском глины.

Речь идет о скульптурной и объемной лепке. Существуют два способа формообразования: пластический, с помощью прибавления материала (лепка), и скульптурный, за счет удаления лишнего материала. Керамика может подойти для этих обоих способов.

Скульптура вообще и скульптура из керамики, в частности, подразделяется на:
1) барельеф, когда скульптурные элементы выступают от плоскости фона примерно на половину их объема;



Рельефные изразцы

Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в близлежащих к Москве городах. В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были известны секреты изготовления цветных эмалей.