Обжиг в русской печи



Большинство народных глиняных игрушек проходили обжиг не в горнах, а в русской духовой печи. Обычно игрушки в русской печи обжигали во время очередной топки. Зачастую тут же на поду стояли горшки, в которых варилась пища. Но одно другому не мешало. Игрушки плотно устанавливали на железный противень и отправляли в печь. Сначала их около часа выдерживали в стороне от огня, давая возможность как следует просохнуть, а потом ставили противень на горящие дрова.

Обычно, чтобы обогреть помещение и сварить пищу, русскую печь топят три-четыре часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы игрушки не только раскалились, но и пробыли в этом состоянии значительное время.

Вынимали игрушки на другой день после остывания печи. Если по какой-либо причине обжечь игрушки во время топки не удавалось, их обжигали после нее на раскаленных углях. Пылающий жаром уголь сгребали в одну кучу, на которую ставили противень. Затем подгребали к нему со всех сторон оставшийся уголь и присыпали золой.

Закрыв трубу и заслонку, игрушки оставляли в печи до утра. Чтобы не угореть, трубу закрывали только тогда, когда над углем исчезали окончательно голубые язычки пламени, а сверху появлялся легкий налет золы.

Обжиг в русской печи посуды

Для обжигания горшков и другой глиняной посуды русскую печь топили специально. Скорее всего горшок из приводимой выше загадки побывал «на пожаре» именно в русской печи. Самый простой способ обжига заключался в следующем. В печь укладывали дрова, а сверху на них размещали предназначенную для обжига посуду. Чтобы случайно не повредить сосуды, дрова во время топки подкладывали очень осторожно.

Печь прекращали топить, когда температура в ней поднималась до 900°С и выше, то¶есть когда сосуды раскалялись. Температура в русской печи падает очень медленно, поэтому сосуды оставались раскаленными в течение нескольких часов, а остывали только на следующий день к обеду.

При другом способе посуду обжигали не «навалом», а расставляли на поду печи в определенном порядке. Известны два варианта размещения посуды в печи. При первом — высокие сосуды, например крынки, ставят на кирпичи, положенные в два ряда вдоль топки. Затем сверху под наклоном и горлышками вниз устанавливают на каждом сосуде еще по два. Причем один из верхних сосудов должен упираться в свод печи, а другой — на такой же наклонный сосуд, только находящийся в соседнем ряду.

Поверх перекрытия из наклонных горшков порой загружались «навалом» остальные сосуды. При таком расположении между сосудами образовывались промежутки, в которые укладывали дрова во время топки.

Второй вариант размещения сосудов более простой. Сосуды устанавливаются друг на друга в несколько рядов у стенки топливника, а рядом с ними, ближе к устью, загружали дрова. Разумеется, топить печь, в которой установлена сложная конструкция из посуды, нужно было очень осторожно. На первом этапе обжига посуду нагревали очень медленно, разжигая небольшие костерки из сухих, но не дающих много жара дров — ели, осины, ивы.

Когда же посуда в печи после двух-трех часов хорошо прогревалась, тогда в ход шли дрова, дающие много тепла, — ольха, береза, дуб, древесина погибших фруктовых деревьев (яблони, груши, вишни). Когда посуда накалялась, переходили на нежаркие дрова и постепенно прекращали топить совсем. Как и при любом обжиге, посуде давали медленно остынуть вместе с печью и только после этого извлекали ее на свет божий.

Также на сайте:



Основные классы керамики

Керамика включает в себя несколько основных технологических видов, которые можно разделить по составу глиняного теста на 2 больших класса. Первый — тонкая, с однородной мелкозернистой структурой, второй — так называемая «грубая» керамика, с относительно неоднородной крупнозернистой структурой.

К первому классу относятся различные по составу глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления группы изделий: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс.



Керамическое сырье

Речь идет о классификации, в основу которой положены такие свойства глины, как пластичность, упругость, механическая прочность и температурный режим при обжиге.

Красная глина. Называемая также «глиной для майолики», представляет собой разновидность глины, богатой оксидом железа, который окрашивает глину в красный цвет. Эта глина очень пластична, обладает хорошей упругостью, дает крупнопористый черепок. Обжиг производится при низких температурах (900-950° С). Хорошо подходит для формования на гончарном круге. Прекрасно декорируется эмалями. Используется для производства майолики.