Контроль температуры в печи



Еще большее значение при обжиге изделий имеет наблюдение за изменением температуры в печи. При обжиге гончарных изделий особенно важно наблюдение за изменением температуры в период, когда глина превращается в черепок. Опытные мастера обычно определяют температуру в этот период по цветам каления. Чтобы избежать порчи зрения, рекомендуется смотреть на огонь через закопченное стекло.

Определение температуры по цветам каления даже при большой опытности мастера не может быть достаточно точным. Гораздо более точные результаты получаются при измерении температуры с помощью специальных приборов.

Наиболее простые приборы для измерения высоких температур — пироскопы, или, как их называют, конусы Зетера. По форме пироскопы представляют собой такие же трехгранные усеченные пирамидки, какие изготовляются для определения температуры плавления глины. Высота пирамидки обычно равна 50, а сторона ее основания —10 мм.

Пироскопы изготовляют из полевого шпата, кварца, каолина, борной кислоты и других материалов. Все эти материалы плавятся при разной температуре. В состав отдельных пироскопов их подбирают в таком соотношении, что получается ряд пироскопов с различной температурой плавления. При этом температура плавления каждого пироскопа на 20—35° выше температуры плавления предыдущего пироскопа.

Таким образом, получается ряд пироскопов с постепенно возрастающими температурами плавления, дающий возможность контролировать температуры в пределах от 600 до 2000°. На каждом пироскопе указан номер, по которому можно определить температуру его плавления.

В подставку из огнеупорной глины вмазывают основаниями не менее трех пироскопов под тремя последовательными номерами. Температура падения пироскопа со средним номером должна соответствовать той температуре, которую надо проконтролировать.

Подставку с тремя пироскопами устанавливают в обжигательную печь. Когда пироскоп со средним номером коснется вершиной подставки, это значит, что в камере печи достигнута необходимая температура. Остальные два пироскопа являются контрольными, к моменту, когда упадет пироскоп со средним номером, пироскоп с низшим номером должен совсем расплавиться, а пироскоп с высшим номером только несколько наклониться.

Также на сайте:



Добавление кобальта

Примесь кобальта для ярких цветов в эти глазури достаточна в количестве 0,5% (на 100 г глазури 0,5% окиси кобальта), при 1% получается очень густой цвет, переходящий в черный, при добавлении более 3% окиси кобальта он выступает на поверхности глазури черно-графитным налетом. Особенно ярка эта глазурь, когда кобальт введен в предварительно сплавленную или фриттованную глазурь. Вообще кобальт вводится в глазурь сырую или после сплавления, или же плавится с глазурью.



Эмали без заглушения

Для получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури.

Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например:

Борная кислота - 50,0