Ручная лепка и формовка



Ручная выделка сосудов не только предшествовала формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наше время не перевелись еще мастера, которые продолжают изготовлять уникальную посуду дедовским способом. Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге.

Но если возможности гончарного круга ограничены изготовлением изделий, имеющих форму тел вращения, то искусным рукам мастера подвластны любые формы. Сосуды у выполненные без гончарного круга, высоко ценятся в современной Японии, где ручной формовкой занимаются известные всей стране гончары.

Существует довольно много различных способов ручной лепки сосудов. Многие из них отличаются простотой и остроумием технических решений. Однажды при раскопках древних поселений в Двуречье археологи обнаружили странные сосуды: внутри каждого из них были видны отпечатки так называемого шнурового или веревочного узора. Такими узорами древние гончары украшали посуду довольно часто, вдавливая веревку в мягкую глину.

Узоры размещали на видном месте, поскольку они должны были украшать посуду. Но почему украшения в странных сосудах оказались вдруг внутри, кто сможет любоваться ими? Вскоре, однако, секрет древних мастеров был разгадан. Не красоты ради внутри сосудов оказались отпечатки веревки, этого требовала технология их изготовления. Заключалась же она в том, что древние гончары сматывали веревку в тугой клубок и вокруг него лепили стенки сосуда. Когда стенки были готовы, веревку осторожно тянули за оставленный снаружи конец, клубок разматывался, а на месте его образовывалась просторная полость сосуда.

Инструменты и приспособления

Прежде чем приступить к изучению различных видов ручной формовки сосудов, заготовьте инструменты и приспособления, необходимые для работы с глиной. Они потребуются вам и в дальнейшем. Основными инструментами при лепке всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева — самшита, яблони, сирени, бука, клена, березы.

Чтобы древесина не разбухла от влаги, стеки несколько раз пропитывают горячей олифой.
Для нанесения фактурных бороздок на поверхность глины применяются специальные стеки с зубчиками на рабочей части. Стеки-петельки используются для срезания лишней глины. Их выгибают из стальной проволоки или полоски (например, из пружины от будильника) и укрепляют на деревянных рукоятках. Нужно также выстрогать из твердого дерева лопатку для очистки подставки от- глины. Необходимы будут ножи с деревянным и металлическим лезвием, используемые в работе с мягкой и подсушенной глиной.

Кроме инструментов, необходимо подготовить дощечку, на которой будет непосредственно производиться лепка. Ее нужно хорошо высушить и так же, как и стеки, пропитать несколько раз горячей олифой. При лепке игрушек и других мелких изделий дощечку кладут на колени или на стол — кому как удобнее. Когда же приходится лепить вручную сосуд или камерную скульптуру, дощечка должна вращаться на подставке. Простейшую подставку для небольших работ можно сделать из цветочного горшка. Но удобнее работать на специальной вращающейся подставке, которую нетрудно сделать своими руками.

Также на сайте:



Гончарный круг

Гончарный кругПри всем разнообразии методов и способов формовки изделий для изготовления высокохудожественных или оригинальных изделий из керамики, как на предприятиях, так и в небольших мастерских одним из главных инструментов продолжает оставаться гончарный круг.

Он позволяет создавать разнообразные равномерно расширяющиеся или сужающиеся симметричные изделия самых разных форм и размеров.



Составление шихты

Месторождения, глина которых в полной мере удовлетворяет требованиям гончарного производства, встречаются довольно редко, в большинстве случаев для изготовления гончарных изделий приходится составлять шихту — смесь различных глин или глины с некоторыми другими материалами.

Из других материалов к гончарным глинам обычно добавляют мелкозернистый кварцевый песок и молотый бой гончарных изделий. Эти материалы понижают пластичность, как говорят, отощают жирные глины, почему и называются отощающими добавками.