Ручная лепка и формовка



Ручная выделка сосудов не только предшествовала формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наше время не перевелись еще мастера, которые продолжают изготовлять уникальную посуду дедовским способом. Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге.

Но если возможности гончарного круга ограничены изготовлением изделий, имеющих форму тел вращения, то искусным рукам мастера подвластны любые формы. Сосуды у выполненные без гончарного круга, высоко ценятся в современной Японии, где ручной формовкой занимаются известные всей стране гончары.

Существует довольно много различных способов ручной лепки сосудов. Многие из них отличаются простотой и остроумием технических решений. Однажды при раскопках древних поселений в Двуречье археологи обнаружили странные сосуды: внутри каждого из них были видны отпечатки так называемого шнурового или веревочного узора. Такими узорами древние гончары украшали посуду довольно часто, вдавливая веревку в мягкую глину.

Узоры размещали на видном месте, поскольку они должны были украшать посуду. Но почему украшения в странных сосудах оказались вдруг внутри, кто сможет любоваться ими? Вскоре, однако, секрет древних мастеров был разгадан. Не красоты ради внутри сосудов оказались отпечатки веревки, этого требовала технология их изготовления. Заключалась же она в том, что древние гончары сматывали веревку в тугой клубок и вокруг него лепили стенки сосуда. Когда стенки были готовы, веревку осторожно тянули за оставленный снаружи конец, клубок разматывался, а на месте его образовывалась просторная полость сосуда.

Инструменты и приспособления

Прежде чем приступить к изучению различных видов ручной формовки сосудов, заготовьте инструменты и приспособления, необходимые для работы с глиной. Они потребуются вам и в дальнейшем. Основными инструментами при лепке всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева — самшита, яблони, сирени, бука, клена, березы.

Чтобы древесина не разбухла от влаги, стеки несколько раз пропитывают горячей олифой.
Для нанесения фактурных бороздок на поверхность глины применяются специальные стеки с зубчиками на рабочей части. Стеки-петельки используются для срезания лишней глины. Их выгибают из стальной проволоки или полоски (например, из пружины от будильника) и укрепляют на деревянных рукоятках. Нужно также выстрогать из твердого дерева лопатку для очистки подставки от- глины. Необходимы будут ножи с деревянным и металлическим лезвием, используемые в работе с мягкой и подсушенной глиной.

Кроме инструментов, необходимо подготовить дощечку, на которой будет непосредственно производиться лепка. Ее нужно хорошо высушить и так же, как и стеки, пропитать несколько раз горячей олифой. При лепке игрушек и других мелких изделий дощечку кладут на колени или на стол — кому как удобнее. Когда же приходится лепить вручную сосуд или камерную скульптуру, дощечка должна вращаться на подставке. Простейшую подставку для небольших работ можно сделать из цветочного горшка. Но удобнее работать на специальной вращающейся подставке, которую нетрудно сделать своими руками.

Также на сайте:



Формовка полого тела

Формовка полого телаПосле изготовления начина гончар приступал к формовке его стенок. Именно этот процесс и получил название формовки полого тела. Она могла выполняться разными способами: выдавливанием, наращиванием и вытягиванием на гончарном круге. В древности до изобретения гончарного круга применялся исключительно ручной способ.

При таком способе набор инструментов был минимальным: несколько гладких камушков разных размеров, деревянные колотушки, приспособление типа ложки, тряпка и емкость с водой для смачивания рук и глины в процессе лепки.



Русский печной изразец

Сила и богатство искусства целого народа основаны на стиле и богатстве духовной жизни народа и, в конечном счёте, на силе и богатстве народного искусства. Народ – коллективный художник. Он то и выделяет из своей среды на всём протяжении истории искусств художественных деятелей, которые сильны связью со своим народом, его удивительным и духовным миром, эстетическими вкусами и идеалами. Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека чувства прекрасного. Оно формирует его эстетические чувства, воспитывает эстетическую восприимчивость, художественный вкус.