Подготовка глиняного кома



Глина как пластический материал обладает большими возможностями для лепки. Керамисты, художники, преподаватели и врачи используют глину как инструмент для творчества и лечения. Ниже описываются основные технические приемы лепки, такие как спиральная лепка из жгутов, лепка из пластин, формовка на гончарном круге и литье.

Работа с глиной начинается с «кома земли», который впоследствии превратится в скульптуру, кафельную или облицовочную плитку, чашу или вазу. При лепке глина «оживает» и приобретает заданную гончаром форму. Для лепки любых изделий глина должна быть однородной, хорошо промятой и не содержать пузырьков воздуха.

Проминка глины

Это основной момент в работе, идет ли речь о купленном бруске глины, предварительно обработанной, или же о смеси, полученной из сухой глины, разведенной в воде. Гончарной струной отрезается нужный кусок глины, которая проминается на абсорбирующей поверхности.

Ком глины приподнимается с одной стороны, устанавливается в вертикальном положении. Основное давление производится запястьями, которые подталкивают глину книзу. Эти операции повторяются до тех пор, пока глиняное тесто не приобретет нужную консистенцию и в нем не останется пузырьков воздуха.

Консистенция. Определить, какой плотности должна быть глина как для ручной лепки, так и для работы на гончарном круге, можно лишь опытным путем. Если во время проминки глина кажется слишком жесткой, пальцами сделайте в ней углубления, добавьте воды и снова замесите, пока не получите подходящую текстуру. Если глина кажется слишком мягкой, вымешивайте ее на поверхности, хорошо впитывающей воду, например на гипсовой пластине.

Текстура. Если вымешивать глину на рельефных поверхностях, то глина приобретает текстурный эффект. Интересные эффекты можно получить, например, при отпечатывании на глине тканей, дерева или металлических решеток.

Также на сайте:



Гончарство в литературе

Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной.



Стекло в веках

Глину для создания посуды можно было брать прямо из земли. Но если смешать песок с минералами и раскалить его, он превращается в вязкую субстанцию, которую можно надувать, растягивать и заливать в форму.

Именно римляне первыми освоили навыки, необходимые для выдувания стекла. В отличии от прочих созданных ими материалов этот был прозрачным. Римляне первыми стали вставлять стекла в окна. По сути римляне отливали формы, они уже использовали эту технологию для создания сосудов, так что это стало просто логическим продолжением.