Подготовка глиняного кома



Глина как пластический материал обладает большими возможностями для лепки. Керамисты, художники, преподаватели и врачи используют глину как инструмент для творчества и лечения. Ниже описываются основные технические приемы лепки, такие как спиральная лепка из жгутов, лепка из пластин, формовка на гончарном круге и литье.

Работа с глиной начинается с «кома земли», который впоследствии превратится в скульптуру, кафельную или облицовочную плитку, чашу или вазу. При лепке глина «оживает» и приобретает заданную гончаром форму. Для лепки любых изделий глина должна быть однородной, хорошо промятой и не содержать пузырьков воздуха.

Проминка глины

Это основной момент в работе, идет ли речь о купленном бруске глины, предварительно обработанной, или же о смеси, полученной из сухой глины, разведенной в воде. Гончарной струной отрезается нужный кусок глины, которая проминается на абсорбирующей поверхности.

Ком глины приподнимается с одной стороны, устанавливается в вертикальном положении. Основное давление производится запястьями, которые подталкивают глину книзу. Эти операции повторяются до тех пор, пока глиняное тесто не приобретет нужную консистенцию и в нем не останется пузырьков воздуха.

Консистенция. Определить, какой плотности должна быть глина как для ручной лепки, так и для работы на гончарном круге, можно лишь опытным путем. Если во время проминки глина кажется слишком жесткой, пальцами сделайте в ней углубления, добавьте воды и снова замесите, пока не получите подходящую текстуру. Если глина кажется слишком мягкой, вымешивайте ее на поверхности, хорошо впитывающей воду, например на гипсовой пластине.

Текстура. Если вымешивать глину на рельефных поверхностях, то глина приобретает текстурный эффект. Интересные эффекты можно получить, например, при отпечатывании на глине тканей, дерева или металлических решеток.

Также на сайте:



Усадка глины

Подвергнув изделие после сушки обжигу, можно убедиться, что при обжиге объем глины тоже уменьшается. Уменьшение объема глины во время обжига называют огневой усадкой, или просто усадкой.

При обжиге изделий глина сначала не дает усадки. Примерно, до 400° наблюдается только незначительное уменьшение веса глины. Нагрев выше 400° уменьшает вес глины уже очень сильно. При этом из глины выделяется так называемая конституционная вода.



Приготовление глазурей

Глазури наносят на сырой или обожженный (утильный) черепок в сыром виде, фриттованными или плавлеными. Белые эмали употребляются только в плавленом виде. Наносить глазурь в сыром виде — это значит, все составные части глазури в виде тонких порошков перемешать, залить водой до густоты сливок и тем или другим способом покрыть ими черепок. Фриттование - это небольшое прокаливание глазурей примерно при температуре 600—700 градусов, когда глазурь приобретает губчатый вид и легко поддается размолу.