Подготовка глиняного кома



Глина как пластический материал обладает большими возможностями для лепки. Керамисты, художники, преподаватели и врачи используют глину как инструмент для творчества и лечения. Ниже описываются основные технические приемы лепки, такие как спиральная лепка из жгутов, лепка из пластин, формовка на гончарном круге и литье.

Работа с глиной начинается с «кома земли», который впоследствии превратится в скульптуру, кафельную или облицовочную плитку, чашу или вазу. При лепке глина «оживает» и приобретает заданную гончаром форму. Для лепки любых изделий глина должна быть однородной, хорошо промятой и не содержать пузырьков воздуха.

Проминка глины

Это основной момент в работе, идет ли речь о купленном бруске глины, предварительно обработанной, или же о смеси, полученной из сухой глины, разведенной в воде. Гончарной струной отрезается нужный кусок глины, которая проминается на абсорбирующей поверхности.

Ком глины приподнимается с одной стороны, устанавливается в вертикальном положении. Основное давление производится запястьями, которые подталкивают глину книзу. Эти операции повторяются до тех пор, пока глиняное тесто не приобретет нужную консистенцию и в нем не останется пузырьков воздуха.

Консистенция. Определить, какой плотности должна быть глина как для ручной лепки, так и для работы на гончарном круге, можно лишь опытным путем. Если во время проминки глина кажется слишком жесткой, пальцами сделайте в ней углубления, добавьте воды и снова замесите, пока не получите подходящую текстуру. Если глина кажется слишком мягкой, вымешивайте ее на поверхности, хорошо впитывающей воду, например на гипсовой пластине.

Текстура. Если вымешивать глину на рельефных поверхностях, то глина приобретает текстурный эффект. Интересные эффекты можно получить, например, при отпечатывании на глине тканей, дерева или металлических решеток.

Также на сайте:



Изготовление посуды

Изготовление посудыВ эпоху энеолита появляется, а затем и широко распространяется искусство глиптики, т. е. резьбы на печатях, сделанных из различных материалов, в том числе и глины. Открытие этого искусства принадлежит, вероятно, культуре Халафа (Северная Месопотамия, VI тыс. до н. э.). Во время раскопок халафских поселений археологами было обнаружено большое количество предметов в форме розеток, пуговиц, квадратов и т.д., которыми производили оттиски по сырой глине.



Керамика 19-20 веков

XIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений.