Подготовка глиняного кома



Глина как пластический материал обладает большими возможностями для лепки. Керамисты, художники, преподаватели и врачи используют глину как инструмент для творчества и лечения. Ниже описываются основные технические приемы лепки, такие как спиральная лепка из жгутов, лепка из пластин, формовка на гончарном круге и литье.

Работа с глиной начинается с «кома земли», который впоследствии превратится в скульптуру, кафельную или облицовочную плитку, чашу или вазу. При лепке глина «оживает» и приобретает заданную гончаром форму. Для лепки любых изделий глина должна быть однородной, хорошо промятой и не содержать пузырьков воздуха.

Проминка глины

Это основной момент в работе, идет ли речь о купленном бруске глины, предварительно обработанной, или же о смеси, полученной из сухой глины, разведенной в воде. Гончарной струной отрезается нужный кусок глины, которая проминается на абсорбирующей поверхности.

Ком глины приподнимается с одной стороны, устанавливается в вертикальном положении. Основное давление производится запястьями, которые подталкивают глину книзу. Эти операции повторяются до тех пор, пока глиняное тесто не приобретет нужную консистенцию и в нем не останется пузырьков воздуха.

Консистенция. Определить, какой плотности должна быть глина как для ручной лепки, так и для работы на гончарном круге, можно лишь опытным путем. Если во время проминки глина кажется слишком жесткой, пальцами сделайте в ней углубления, добавьте воды и снова замесите, пока не получите подходящую текстуру. Если глина кажется слишком мягкой, вымешивайте ее на поверхности, хорошо впитывающей воду, например на гипсовой пластине.

Текстура. Если вымешивать глину на рельефных поверхностях, то глина приобретает текстурный эффект. Интересные эффекты можно получить, например, при отпечатывании на глине тканей, дерева или металлических решеток.

Также на сайте:



Окрашивание глины

В некоторых случаях для усиления естественного цвета глины применяются красители. Больше всего для окрашивания подходит глина белого цвета, так как она представляет собой нейтральную основу и не изменяет оттенков используемой краски. Разные типы глины можно окрашивать, применяя оксиды металлов и красители, используя их как основу для эмалей. Сама глиняная масса непрозрачна и нестекловидна.



Подготовка модели

Определяя размеры модели, а следовательно, и заготовки, нужно учитывать, что глиняная отливка после сушки, а затем и после обжига уменьшается в общей сложности на 10—15%. Чтобы керамическое изделие после сушки и обжига имело ранее запланированные на эскизе размеры, следует модель для ее формы делать крупнее, с учетом процента усадки, который определяется опытным путем.