Подготовка глиняного кома



Глина как пластический материал обладает большими возможностями для лепки. Керамисты, художники, преподаватели и врачи используют глину как инструмент для творчества и лечения. Ниже описываются основные технические приемы лепки, такие как спиральная лепка из жгутов, лепка из пластин, формовка на гончарном круге и литье.

Работа с глиной начинается с «кома земли», который впоследствии превратится в скульптуру, кафельную или облицовочную плитку, чашу или вазу. При лепке глина «оживает» и приобретает заданную гончаром форму. Для лепки любых изделий глина должна быть однородной, хорошо промятой и не содержать пузырьков воздуха.

Проминка глины

Это основной момент в работе, идет ли речь о купленном бруске глины, предварительно обработанной, или же о смеси, полученной из сухой глины, разведенной в воде. Гончарной струной отрезается нужный кусок глины, которая проминается на абсорбирующей поверхности.

Ком глины приподнимается с одной стороны, устанавливается в вертикальном положении. Основное давление производится запястьями, которые подталкивают глину книзу. Эти операции повторяются до тех пор, пока глиняное тесто не приобретет нужную консистенцию и в нем не останется пузырьков воздуха.

Консистенция. Определить, какой плотности должна быть глина как для ручной лепки, так и для работы на гончарном круге, можно лишь опытным путем. Если во время проминки глина кажется слишком жесткой, пальцами сделайте в ней углубления, добавьте воды и снова замесите, пока не получите подходящую текстуру. Если глина кажется слишком мягкой, вымешивайте ее на поверхности, хорошо впитывающей воду, например на гипсовой пластине.

Текстура. Если вымешивать глину на рельефных поверхностях, то глина приобретает текстурный эффект. Интересные эффекты можно получить, например, при отпечатывании на глине тканей, дерева или металлических решеток.

Также на сайте:



Прессовка в чугунных формах

В последнее время широкое распространение получил способ формовки гончарной посуды в чугунных формах на ручных прессах. Этот способ не требует наличия квалифицированных рабочих и обеспечивает высокое качество изделий. Значительную часть ассортимента гончарной посуды можно с успехом прессовать в чугунных формах на ручном винтовом прессе мощностью до 1,5т.



Лепка из цельного куска глины

Прежде чем приступить к лепке из глиняной массы, необходимо четко представить себе образ будущего изделия, который нередко подсказан самим куском глины.

Речь идет о скульптурной и объемной лепке. Существуют два способа формообразования: пластический, с помощью прибавления материала (лепка), и скульптурный, за счет удаления лишнего материала. Керамика может подойти для этих обоих способов.

Скульптура вообще и скульптура из керамики, в частности, подразделяется на:
1) барельеф, когда скульптурные элементы выступают от плоскости фона примерно на половину их объема;