Лепка на гончарном круге



Формовка изделия на гончарном круге - это процесс, в котором участвуют искусные руки гончара и глина, действо, в ритмичных движениях которого рождается внутренняя связь между ними. До недавнего времени самым распространенным гончарным кругом оставался ножной круг, состоящий из вертикальной оси из железа, в верхней части которой укреплен небольшой диск, на котором происходит лепка, а в нижней - маховик, который приводит в движение верхний круг.

Сам же маховик приводится в движение ногой гончара. В последнее время все чаще используется электрический станок: скорость вращения круга регулируется при помощи педали. Диск всегда вращается против часовой стрелки.

Приготовление кома. Перед началом работы на гончарном круге желательно приготовить несколько комов глины, которые следует накрыть влажной тряпкой, чтобы глиняное тесто не высыхало.

После того как от цельного блока отделили количество глины, необходимое для изделия, глина руками разделяется на две части, которые снова соединяются решительным и сильным шлепком. Это повторяется несколько раз, затем глине придается форма шара.

Основные этапы. Главный принцип, положенный в основу работы на гончарном круге, заключается в сопротивлении с помощью одних только рук центробежной силе, которая при вращении выталкивает глиняный предмет за пределы круга.

Центровка. Глиняная заготовка помещается в центр круга. Чтобы ее приготовить, отделите небольшое количество глины, с которым вам будет удобно работать на гончарном круге. Сильным движением бросьте заготовку на круг и прижмите ее нижнюю часть к кругу. Руки, слегка касаясь диска, охватывают ком глины.

Надавливайте на глину, немного смещая ее в разные стороны. Руки и запястья должны быть напряженными. Подталкивайте глину кверху, ладонями оказывая давление в нижней части кома, затем перемещайте ее опять вниз. Таким образом происходит проминка глины.

Углубление внутри заготовки. Большим пальцем левой руки нажимайте на центральную часть глины. Затем большой палец правой руки должен достать до дна, оставив слой для основания, в то время как левая рука поддерживает и направляет всю массу.

Установив, какой ширины будет изделие, приступайте к стенкам: большой палец с внутренней стороны, остальные пальцы - с внешней.

Формовка цилиндра. Цилиндр формуется после центровки и проминки глиняной массы. Теперь проделайте углубление и поднимите стенки.

Вытягивание стенок. Одной рукой примите положение «клещами»: указательный и средний пальцы располагаются с внутренней стороны цилиндра, а остальные пальцы - с внешней. Второй рукой поддерживайте и направляйте изделие.

Помните, что стенки должны быть одинаковой толщины. При этом косточка указательного пальца правой руки должна скользить по внешней стенке, а косточки пальцев левой руки, сжатых в кулак, должны изнутри прижимать их к стенке. Повторите эту операцию несколько раз.

Циклевание. Циклей разровняйте и разгладьте внешние стенки сосуда. После этого гончарной струной отделите сосуд от гончарного круга. Снимать сосуд с круга следует только сухими руками. Держите его осторожно, равномерно распределяя вес, так как изделие сохраняет пластичность и, следовательно, легко деформируется.

При работе руки должны быть всегда смочены водой, чтобы они легко скользили по поверхности изделия и не вызывали трения. Желательно рядом иметь миску с водой, чтобы время от времени смачивать руки.

Расширение верхней части. После центровки и проделывания углубления в центре заготовки настало время расширять кверху стенки сосуда, поддерживая при этом одинаковую толщину стенок. Самая распространенная ошибка на этом этапе работы - слишком тонкие и непрочные стенки, которые не могут сохранять форму.

Работа по расширению верхней части изделия особенно важна при изготовлении тарелок и блюд небольших, средних и крупных размеров.

Формовка тулова. С тех пор как появился я гончарный круг, человек научился изготовлять округлые сосуды. Выполните заготовку, повторяя те же этапы, что и при изготовлении цилиндра: центровка, проделывание углубления и расширение, затем вытягивание вверх стенок. При придании сосуду шарообразной формы руки занимают положение «молота».

Расширение стенки. Подушечками пальцев руки, которая находится внутри сосуда, надавливайте на стенку цилиндра, смещая ее от центра, в то время как второй рукой придерживайте работу и давите с внешней стороны. Для сужения сосуда с силой давите с внешней стороны к центру. Помогайте себе циклей.

Сужение. Выполняйте сужение до тех пор, пока отверстие не достигнет намеченного размера. Если суживающаяся часть сосуда должна иметь длинное и узкое горлышко, то надо равномерно нажимать руками, смещая глину как по направлению к центру, так и вверх.

Носик. Одной рукой продолжайте надавливать на стенку, а указательным пальцем второй руки поддерживайте изделие, чтобы оно не смещалось по оси. Тем же пальцем нажимайте книзу, чтобы сформировать изгиб носика. Разгладьте стенки циклей и губкой. Если хотите расширить горлышко, вылепите носик для вытекания жидкости.

Большой и указательный пальцы левой руки расположите над верхним краем и оказывайте давление по направлению к центру. Одновременно указательным пальцем правой руки смещайте стенку к внешнему краю и вниз. Это движение будет определять форму сосуда.

Ручка. Приготовьте и хорошо промните длинную и округлую полоску из глины. Разгладьте ее сверху вниз смоченными водой руками. Когда нижняя часть достигнет нужных длины и толщины, отделите кусок глины.

Чтобы прикрепить ручку, сделайте надрез на поверхности кувшина при помощи зубчатого резца. Приложите ручку к верхней части кувшина и прижмите ее к краю кувшина. То же самое проделайте с нижней частью кувшина, разгладив место соединения таким образом, чтобы поверхность оставалась ровной.

Обтачивание. Когда изделие снимается с гончарного круга, его стенки еще недостаточно очищены. Слегка подсушите сосуд, чтобы он приобрел прочность и не деформировался при дальнейшей обработке. Снова поставьте сосуд на гончарный круг. Теперь скорость его вращения должна быть умеренной. Вам понадобятся стеки с железным концом. Следует обратить особое внимание на обработку нижней части (дна) изделия.

Также на сайте:



Декорирование глиной

Декорирование глиной и декорирование по глине раскрывает мир красок, начиная с окрашенной глины и до эмалей для обжига при высоких температурах. Кроме того, здесь рассказывается о традиционных техниках декорирования фарфора, греса и раку.

Декорирование глиной и декорирование глины - разные процессы. В первом случае во внимание принимаются особые свойства глины, а во втором - речь идет о разнообразии глазурованного покрытия.

Цвета глины



Керамика в Месопотамии

Керамика в МесопотамииОдним из важнейших центров раннеземледельческой культуры Передней Азии считается Северная Месопотамия включающая примыкающие горные области Западного Ирана. В этих областях, в VII-VI тысячелетии до нашей эры развилась культура типа Джармо. Среди ее исторических и культурных памятников можно отметить непосредственно поселение Джармо, поселение Телль-Шамшира в иракской части горного массива Загроса и Тепе-Сораб и в иранской части гор - Тепе-Гуран.