Лепка из жгутов



Техника лепки сосудов из глиняных жгутов была известна еще в каменном веке. Прошли многие тысячелетия, но она до сих пор используется мастерами при лепке уникальных фигурных сосудов. Особенно она незаменима при изготовлении крупных сосудов, которые невозможно сделать на гончарном круге. Так лепились, например, достигающие двухметровой высоты сосуды для воды и вина, так называемые пифосы, получившие широкое распространение в Древней Греции.

Сосуды из глиняных жгутов изготовляют в Средней Азии и на Кавказе. Поскольку пифосы имеют заостренное дно, то их начинают лепить не со дна, а с венчика. Вначале из раскатанного руками жгута лепят венчик в виде кольца. Его некоторое время подсушивают и только после этого приступают к лепке стенок сосуда.

На кольцо, предварительно смочив его жидкой глиной, накладывают первый жгут, потом следующий, постепенно наращивая виток за витком. Диаметр каждого нового витка делают больше или меньше, в зависимости от конфигурации будущего сосуда. Любой сосуд с плоским дном, в том числе и фигурный, начинают лепить с основания, а точнее, с донышка. Раскатайте между ладонями, а затем расплющьте, превратив в диск, комок глины.

Из другого куска глины скатайте на поверхности стола жгут толщиной примерно с палец. Именно такой толщины нужно стараться делать все последующие жгуты. Иногда для того чтобы жгуты имели правильную форму и одинаковую толщину, применяют специальную дощечку с ограничителями. Готовый жгут приклейте сверху вдоль краев диска. Затем к его торцу присоедините следующий жгут и плотно уложите сверху. Так постепенно, виток за витком, наращивайте стенки сосуда.

Уложенные жгуты сглаживайте пальцами и ладонями, поддерживая изнутри стенки левой рукой. Такой обработки поверхностей сосуда достаточно, пока рука свободно проходит внутрь. Но перед тем, как тулово сильно сузится и внутренние поверхности окажутся недоступными, их необходимо выгладить и затереть влажной тряпкой или губкой. Сильно суженные участки тулова разглаживайте изнутри пальцами или деревянной ложечкой.

Наружную поверхность продолжайте выравнивать по ходу лепки стекой. Поскольку изготавливаемый учебный сосуд представляет собой условное изображение животного — точнее барана, — носик для слива жидкостей нужно вылепить в виде его головы.

Отдельно из коротких жгутов слепите рога, ручку и завитки, имитирующие шерсть в условной манере. Детали присоедините к сосуду с помощью жидкой глины. Поверхность готового сосуда тщательно разгладьте и осторожно вылейте накопившуюся внутри воду.

Также на сайте:



История изразца

Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность. Во второй четверти XIII века смерч монголо-татарского нашествия обрушился на русский край. Разрушенные княжества, ослабленные усобицами города сопротивлялись яростно, но были смяты полчищами Батыя. Русский народ оказался под тяжким ярмом. Борьба длилась столетия.



Муравленные изразцы

В конце первой половины XVII века начали вырабатываться красные изразцы с узкой контурной рамкой, шириной около 1см, названные узкорамочными. Незначительное на первый взгляд новшество позволило отказаться от применения перемычек, что сократило количество изделий печного набора, но привело и к определённым недостаткам во внешнем виде печей: утрате барельефного характера печного зеркала и появлению широких глиняных швов между изразцами.