Лепка из цельного куска глины



Прежде чем приступить к лепке из глиняной массы, необходимо четко представить себе образ будущего изделия, который нередко подсказан самим куском глины.

Речь идет о скульптурной и объемной лепке. Существуют два способа формообразования: пластический, с помощью прибавления материала (лепка), и скульптурный, за счет удаления лишнего материала. Керамика может подойти для этих обоих способов.

Скульптура вообще и скульптура из керамики, в частности, подразделяется на:
1) барельеф, когда скульптурные элементы выступают от плоскости фона примерно на половину их объема;
2) горельеф, когда изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема;
3) скульптуру в ее прямом значении, т. е. объемное, трехмерное изображение. Именно такой скульптурой мы и займемся.

Подготовка куска глины. Если замысел предусматривает скульптуру большого размера, предпочтение отдается способу присоединения частей к целому: так удобнее производить лепку, масса не будет деформироваться и будет высыхать равномерно.

Ком должен быть хорошо вымешен. Во время работы желательно не передвигать скульптуру: поместите кусок глины на вращающуюся поверхность.

Суппорты (держатели). Они часто необходимы для того, чтобы поддерживать изнутри различные части скульптуры. Без суппортов можно обойтись, когда изделие небольшого размера или когда скульптура устойчива и ее основание может без труда выдержать вес изделия. Суппорты изготовляются из пластмассы, дерева или металла.

Они должны быть гладкими и по окончании работы легко извлекаться из готового изделия, не повредив его. Суппорты устанавливаются как в середине скульптуры, так и внутри деталей для соединения их с основной формой.

Извлечение суппорта. Суппорт извлекается перед обжигом изделия. Если вы собираетесь подвергнуть глину обжигу, нельзя оставлять суппорт внутри изделия, так как и тот, и другой, состоящие из разных материалов, будут вести себя неодинаково при нагреве. Различные изменения материалов приведут к тому, что скульптура разобьется.

При удалении суппорта нужно учитывать различные факторы. Прежде всего изделие должно быть в состоянии выдержать собственный вес, когда глина станет твердой и прочной. Но нельзя ждать слишком долго, потому что глиняная масса при высыхании усаживается и начинает давить на находящееся внутри нее чужеродное тело. Это может привести к образованию трещин и щелей. Следовательно, тот момент, когда глина достигает кожетвердого состояния, является наиболее подходящим для извлечения суппорта.

Затирание трещины. Для этого используется металлическая цикля или нож, которым соскабливается поверхность вокруг трещины. Затем на этот участок наносится слой шликера, выемка заполняется глиной того же типа и той же плотности; используя слишком мокрую глину, можно вызвать напряжение в остальной массе, что приведет к новой трещине. Кусочек глины прижимается к трещине, эта операция производится несколько раз, по мере необходимости.

Удаление массы изнутри изделия. Это очень ответственный момент при формовке монолитных изделий. Цель выемки - сделать равномерным и единообразным высыхание скульптуры. Для этого необходимо, чтобы стенки изделия имели по возможности одинаковую толщину.

Скульптуры малого размера. Проделывается незаметное отверстие в основании или на задней стенке, через которое производится выемка глины деревянной ложечкой и металлической циклей. Глина извлекается до тех пор, пока толщина стенок не станет равномерной. Надо работать осторожно, не слишком истончая стенки, иначе изделие станет хрупким.

Скульптуры среднего и большого размера. В этом случае следует работать особенно осторожно, потому что изделие, в зависимости от величины, будет разделено на две или несколько частей, которые потом снова будут скрепляться, сохранив первоначальную форму.

Состояние глины. Необходимо подождать, чтобы глина подсохла. Если она очень пластична, то изделие рискует оказаться слишком непрочным и может деформироваться.

Разделение на части. Выбор частей должен строиться с учетом двух моментов: удобство работы по выемке, а также это должны быть крупные части скульптуры. Разделение производится металлической струной. При выемке глины используются шпатели и стеки; материал вынимается до тех пор, пока все части не приобретут одинаковую толщину.

Для сборки обе части устанавливаются на ровной поверхности, по краям, предназначенным для соединения, выполняются вертикальные насечки. Приготовленным жгутом укрепите место соединения. После того как вы прилепите жгут к стенке скульптуры, постарайтесь разровнять место соединения, чтобы жгут не выделялся на поверхности изделия.

При изготовлении хрупких и мелких изделий выемка не производится. Она не обязательна и в том случае, если скульптор использует глиняную скульптуру в качестве модели для последующего исполнения скульптур из железа, мрамора, дерева и т. д. В этом случае изделие часто не обжигается.

Также на сайте:



Усадка глины

Подвергнув изделие после сушки обжигу, можно убедиться, что при обжиге объем глины тоже уменьшается. Уменьшение объема глины во время обжига называют огневой усадкой, или просто усадкой.

При обжиге изделий глина сначала не дает усадки. Примерно, до 400° наблюдается только незначительное уменьшение веса глины. Нагрев выше 400° уменьшает вес глины уже очень сильно. При этом из глины выделяется так называемая конституционная вода.



Гладкие изразцы

В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы. Инициатива изготовления их принадлежала Петербургу. Петр I, начиная строить заложенный им в 1703 году город, принимает личное участие в организации производства печных изразцов нового типа. Дельфтская расписная керамика, с которой он познакомился во время своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым требованиям, заменить древние многоцветные изразцы.