Лепка из пластин



Из глиняных пластин, имеющих одинаковую толщину, лепят изделия, имеющие в основном плоские поверхности. Для раскатывания пластин можно приспособить обычную хозяйственную скалку, фотовалик и даже бутылку. Добиться на глазок одинаковой толщины пластины при раскатывании обычно бывает довольно сложно. Но если под скалку подложить рейки соответствующей толщины, то раскатанная пластина будет иметь не только равномерную толщину, но и ровную гладкую поверхность. Чтобы направляющие рейки не смещались во время работы, их прибивают к доске мелкими гвоздями.

Нередко керамисты заказывают токарю по дереву несколько специальных скалок с выступающими по краям кольцами разной высоты. Чем выше кольца, тем толще получается раскатанная пластина. При желании можно сделать универсальной обычную скалку. Для этого нужно подобрать или вырезать из листового металла две шайбы. Если диаметры шайб будут на 1 см больше диаметра скалки, то толщина раскатываемой пластины будет равна 5 мм.

Для получения пластины толщиной 3 мм нужно, чтобы диаметры шайб превышали диаметр скалки на 6 мм. Шайбы прикрепляются шурупами к торцам скалки. Раскатанные пластины перед резкой и формовкой подсушиваются до такого состояния, когда пластичность становится минимальной, но при этом они хорошо режутся ножом.

Наиболее простое изделие из пластин — четырехгранная коробочка или шкатулка. С помощью линейки и ножа вырежьте из раскатанной пластины стенку и крышку коробочки, а также узкие брусочки, которые будут служить направляющими для крышки. Чтобы детали не пересохли, прикройте их влажной тряпкой или положите в полиэтиленовый пакет.

Начинать сборку коробки нужно с донышка. При этом необходимо соблюдать общие правила: перед тем как скрепить детали, места их соединений насекают или процарапывают стекой с мелкими зубчиками, а затем смазывают с помощью кисти жидкой глиной. Соединенные детали прижимают крепко друг к другу и в таком положении держат несколько секунд для того, чтобы жидкая глина схватилась, то есть несколько затвердела.

Придерживаясь этих правил, последовательно соберите корпус коробочки, а затем и крышку. Закончив сборку, скруглите острые углы и обработайте поверхности готового изделия стекой и влажной тряпкой.

Лепка чайницы гораздо сложнее, чем изготовление коробочки, поскольку она имеет более сложную форму и состоит из большего количества деталей. Чтобы работа шла более споро, необходимо начертить развертку чайницы на листе бумаги, вырезать ее и использовать как выкройку. Когда детали будут заготовлены, приступайте к сборке чайницы. Сборку начинайте с донышка, к которому поочередно прикрепите стенки и детали плечиков.

Отдельно соберите крышку, прикрепив сверху бобышку, а снизу направляющие бороздки. Декоративный сосуд, изображенный на рисунке, состоит всего из пяти деталей. Горлышко нужно вылепить на деревянном стержне, смазанном вазелином. Все остальные детали вырезаются из глиняных пластин.

Основа корпуса сгибается из единой полосы на оправке, в качестве которой можно использовать подходящую по размерам банку или бутылку. Начиная сборку, боковую стенку положите на стол и после соответствующей обработки прикрепите к ней основу. Когда глина схватится, можно вынуть оправку и прикрепить вторую боковую стенку. При желании одну из боковых стенок можно несколько сдвинуть ближе к оси сосуда, а в образовавшейся нише разместить налепной рельеф.

Приклеив донышко, в готовом корпусе вырежьте отверстие под горлышко. Когда горлышко будет закреплено на тулове, из него осторожно выньте деревянный стержень. Карандашницу собирают так же, как и декоративный сосуд.

Положите на стол одну из боковых стенок, к ней прикрепите последовательно узкие стенки и перегородки, а затем уже и дно. Все изделия из пластин, в том числе и карандашницу, надо тщательно прошпаклевать, обработать циклями, скруглить острые углы и выгладить поверхности влажной тряпкой.

Также на сайте:



Подготовка формовочных масс

Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.

Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.



Глина в Древней Греции

Развитию гончарного дела в Древней Греции способствовало обилие выходов хорошей глины. Глиняное тесто, из которого создавалась керамика, было хорошо отмучено и отличалось высоким качеством, особенно в эпоху высшего расцвета керамического производства, в VI-V вв. до н. э. Глина, употреблявшаяся для простой и художественной посуды, в различных областях Греции не была однородной, отличаясь по цвету, плотности и примесям.