Лепка из куска глины



В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытягивать, либо вырезать самые различные сосуды. Эти древнейшие способы формовки, порой считающиеся примитивными, не только используются народными мастерами в разных уголках земного шара, к ним неизбежно прибегают художники-керамисты, если требуется создать уникальный сосуд сложной формы.

Из целого куска глины ручное вытягивание сосудов выполняется самыми простыми подручными инструментами — камнем-голышом и деревянной колотушкой, выструганной в виде лопатки. Скатайте колобок из куска мягкой пластичной глины, положите его на доску или подставку и, слегка сплюснув сверху, сделайте в середине углубление. В левую руку возьмите камень-голыш и, опустив в углубление, прислоните к одной из стенок, а с наружной стороны ударьте колотушкой.

Глина в этом месте сплющится, и стенка сосуда станет тоньше. Камень-голыш в ваших руках становится чем-то вроде наковальни, а колотушка — молотом. Передвигая голыш сантиметр за сантиметром, равномерно «прокуйте» все стенки сосуда. После очередной такой обработки стенки не только становятся тоньше, но одновременно увеличивается их площадь, а вместе с ней и размеры сосуда.

При формовке шейки и венчика камень-голыш подставляйте к стенке с внешней стороны. Теперь он уже будет использоваться не как наковаленка, а как оправка, на которой выгибают стенки согласно замыслу. При формовке шейки к стенке сосуда подставляйте ту часть камня, которая имеет подходящий радиус скругления. Передвигая голыш по периметру и слегка постукивая колотушкой, постепенно отгибайте верхнюю часть стенки.

Для формовки венчика к стенке прислоняют самую узкую часть камня. С помощью него края сосуда отгибают, насколько это возможно. Окончательно сосуд обработайте стекой и разгладьте мокрой тряпкой. Затем подрежьте снизу донышко стекой-петелькой.

Изготовление резного сосуда

Заготовка для резного сосуда должна иметь форму цилиндра. Вначале из куска глины слепите шар и раскатайте его доской, превратив в цилиндр. Срезав торцы ножом, цилиндр укрепите на подставке и просушите до такого состояния, чтобы при обработке глины режущими инструментами на ней оставался четкий срез с глянцевитой поверхностью. Только после этого можно приступать к резьбе. Начиная с этого момента с глиняной заготовкой надо обращаться так же, как с картофелиной или репой, то есть вырезать из нее нужную форму, постепенно снимая стружку за стружкой.

Так же вырезается посуда из дерева, то есть путем удаления лишнего материала при вращении заготовки на станке. Глиняный цилиндр тоже приходится вращать, только медленно, по мере срезания глины на том или ином участке. Вырезая внешнюю форму сосуда, стружку снимайте стеками-петельками.

Чтобы иметь возможность проверять точность обработки внешней поверхности, применяйте шаблону изготовленный из жести или тонкой фанеры.

Когда внешняя форма будет вырезана и точность ее проверена с помощью шаблона, начинайте выбирать глину внутри заготовки. Вначале работать нужно быстро и смело, но, когда стенки достигнут толщины примерно 10 мм, стружку следует снимать очень осторожно. Чем ближе приближается работа к завершению, тем тоньше должны быть снимаемые стружки.

Обработку надо прекратить при толщине стенок от 4 до 5 мм. Опрокинув сосуд на подставку, в донышке нужно вырезать небольшое углубление. Подровняв дно, установите сосуд на стол, приставьте рядом брусок или дощечку, равную его высоте, обоприте на него нож и обрежьте сосуд со стороны горлышка. В заключение выровняйте поверхности сосуда и разгладьте мягкой мокрой тряпкой.

Также на сайте:



Декорирование ангобом

В гончарном производстве наиболее распространен способ декорирования при помощи ангобов. Ангоб — это масса, основными составными частя которой являются белая жирная глина, мел и песок. Этой массой покрывают поверхность изделий до обжига.

Глина, идущая на приготовление ангоба, должна быть более жирной, чем глина, идущая на выработку самых изделий, в массу для изготовления ангоба полезно добавлять 10% молотого стеклянного порошка. Все составные части ангоба должны быть тщательно измельчены и просеяны через сито с 4900 отверстиями на 1 см2.



Техника окрашивания

В зависимости от техники декорирования при окрашивании используются различные инструменты. Кисти имеют разную величину и форму, бывают синтетическими или из натурального волоса. В зависимости от качества кисти получаются разнообразные декоративные эффекты.

Кисти с очень тонким кончиком предназначены для техники украшения кантом, при которой выполняются тонкие цветные полоски. Более толстые кисти используются для заполнения углублений или для техники тиснения. После работы всегда рекомендуется тщательно мыть кисти водой с мылом.