Лепка из глины



Лепка для детей

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.



Лепка из пластин

Из глиняных пластин, имеющих одинаковую толщину, лепят изделия, имеющие в основном плоские поверхности. Для раскатывания пластин можно приспособить обычную хозяйственную скалку, фотовалик и даже бутылку. Добиться на глазок одинаковой толщины пластины при раскатывании обычно бывает довольно сложно. Но если под скалку подложить рейки соответствующей толщины, то раскатанная пластина будет иметь не только равномерную толщину, но и ровную гладкую поверхность. Чтобы направляющие рейки не смещались во время работы, их прибивают к доске мелкими гвоздями.



Лепка из жгутов

Техника лепки сосудов из глиняных жгутов была известна еще в каменном веке. Прошли многие тысячелетия, но она до сих пор используется мастерами при лепке уникальных фигурных сосудов. Особенно она незаменима при изготовлении крупных сосудов, которые невозможно сделать на гончарном круге. Так лепились, например, достигающие двухметровой высоты сосуды для воды и вина, так называемые пифосы, получившие широкое распространение в Древней Греции.



Лепка из куска глины

В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытягивать, либо вырезать самые различные сосуды. Эти древнейшие способы формовки, порой считающиеся примитивными, не только используются народными мастерами в разных уголках земного шара, к ним неизбежно прибегают художники-керамисты, если требуется создать уникальный сосуд сложной формы.



Ручная лепка и формовка

Ручная выделка сосудов не только предшествовала формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наше время не перевелись еще мастера, которые продолжают изготовлять уникальную посуду дедовским способом. Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге.



Штамп из нескольких частей

Он используется для формовки предметов на фигурных подставках, которые затруднили бы извлечение изделия из обычного штампа. На фото видно различие между верхним краем вазы и ее основанием.

При изготовлении такого штампа из гипсового раствора отливаются отдельные части основной формы, легко извлекаемые.

Штамп для вазы состоит из центральной части (изготовленной путем заливки гипса внутрь вазы) и внешних секторов (выполненных путем заливки гипса с внешней стороны основной формы). Между обеими частями создается зазор, ширина которого равна толщине стенок вазы.



Двойной разъемный штамп

Этот штамп состоит из двух половин и обычно используется для литья изделий и произведений искусства округленной формы или на прямоугольной подставке. При литье изделия на подставке следует учитывать, что углубления в нижней части штампа должны быть большего размера, чем в верхней.

Оригинал, вылепленный из глины или из других материалов, следует разделить на две половины. Для каждой из них приготовляется гипсовая форма для литья тем же способом, что и при работе с простым штампом.

Также на сайте:



Пигменты пинк

При помощи хрома можно получить глазури розового, гвоздичного и розово-лилового цвета, для этого приготовляются пигменты, так называемые пинки. Процесс получения пинков научно почти совершенно не освещен ни с химической, ни с физической стороны, хотя на практике он очень широко и давно применяется.



Орнамент

Одним из наиболее значительных нововведений эпохи неолита является глиняная посуда, позволившая улучшить способы приготовления пищи и расширить ассортимент пищевых продуктов. Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и мировоззрение, изучение которых дает много информации археологам. Самые древние предметы из обожженной глины найдены в Чехословакии, на стоянке Дольни-Вестонице. Это еще не посуда из глины (ее люди изобретут почти на 20 тыс. лет позднее).

RSS-материал