Подглазурные керамические краски
Подглазурные краски представляют собой смесь пигментов, приготовленных из оксидов различных металлов, каолина и глазури. Для улучшения качества таких красок в их состав вводят также глину, фарфоровую массу, полевой шпат и другие минеральные элементы.
Самыми распространенными пигментами для производства подглазурных керамических красок являются:
- для получения красного, коричневого и желтого цветов - оксид железа;
- для получения оттенков сине-зеленого и зеленого – медь;
- для получения оттенков коричневого, фиолетового и розового - никель и марганец;
- для получения красного и зеленого цветов – хром;
- для получения голубого и синего цветов – кобальт.
Кроме того, для получения различных цветов в современном гончарном производстве применяют также золото, платину, иридий, оксид урана.
Как и надглазурные, в процессе обжига, подглазурные краски изменяют цвет под воздействием высокой температуры и газообразной среды в гончарной печи. Подглазурные краски руководствуясь температурой обжига делятся на две группы:
- требующие температуру обжига до 1300°С - так называемые фаянсовые подглазурные пигменты и краски;
- требующие температуру обжига от 1300 до 1450°С - так называемые фарфоровые краски.
Названия связаны с видом изделий, на которых они в первую очередь используются. При декорировании изделий подглазурными красками, краски наносятся на прошедшие обжиг или хорошо просушенные керамические изделия.
После нанесения подглазурных красок изделия покрываются слоем глазури и опять обжигаются. За счет покрытия глазурью они обладают большей устойчивостью, чем надглазурные.
Большая часть подглазурных красок представляет собой порошок. Кроме того, существуют особые краски-растворители и так называемые краски «высокого огня». Первые вначале готовят из солей, растворяющихся в воде, а затем смешивают с нерастворимыми в воде веществами.
Вторые составляют из пигментов красящих оксидов металлов, фарфоровой глазури, небольшого количества свинцовой фаянсовой глазури и полевого шпата.
Также на сайте:
Сушка керамикиСледующим этапом после формовки в гончарном производстве является сушка сформованного керамического изделия. Она необходима для придания керамике механической прочности и подготовки его к последующим технологическим операциям. В зависимости от способа формования в свежем сконструированном виде керамика может содержать от 20 до 30% влаги. Во время сушки керамики влага постепенно удаляется, и за счет этого в керамическом изделии происходит процесс уплотнения, или усадки. |
Замена материаловОсновным заглушающим материалом должна являться сурьма, но у нее имеется тот недостаток, что в соединении со свинцом она дает очень яркие желтые тона. Чем больше в глазури щелочей, особенно натрия, щелочных земель, кальция (в виде мела, мрамора или извести), барита (тяжелого шпата и витерита) и других более редких материалов, тем эмаль будет белее. В качестве поддержки заглушителя можно прибавлять костяную золу и плавиковый пшат. Переходя к выбору других материалов для эмали, можно указать: |