Пигменты



Пигментами называют различные по цвету высокодисперсные порошки, устойчивые к растворению в воде и разных связующих веществах. В зависимости от происхождения их разделяют на искусственные и природные. Природные пигменты изготавливают способом механической обработки цветных глин, ярко окрашенных руд и других природных пород.

Главными составляющими такой обработки являются измельчение и отмучивание последних. Неорганические, искусственные пигменты получаются в результате прокаливания и сплавления солей, оксидов или гидроксидов различных металлов или совместного осаждения.

Оксид кобальта позволяет получить пигменты синего цвета. При введении в состав такого пигмента оксида цинка, глинозема и других получают различные оттенки. Например, оксид железа придает краске зеленоватый оттенок, оксид марганца — фиолетовый, оксид никеля — коричневый.

С целью получения голубых и бирюзовых красок оксид кобальта смешивают с зеленым оксидом хрома. Зеленые и сине-зеленые пигменты дают смеси калиево-алюминиевых квасцов и хрома.

Изменения интенсивности оттенков и цвета зависят также от температурного режима обжига и продолжительности прокаливания обрабатываемых пигментов. Например, получению зеленого цвета способствует восстановительная газовая среда печи во время проведения обжига.

Интересно, что в окислительной среде тот же состав способствует окрашиванию изделия в оранжевый цвет. Желтые пигменты готовят на основе оксидов сурьмы, титана, свинца, железа, цинка, никеля, урана, а также борных соединений.

Пигменты различных оттенков красного цвета дают оксиды железа, хромовокислый свинец и селенокадмиевые соединения. Красные, фиолетовые и розовые оттенки пигментов получают также при использовании различных соединений золота или золота в чистом виде. Такие пигменты получили название пурпуровых.

Кроме золота, для их производства употребляют также оксиды магния, гидрооловянной кислоты, серебра, алюминия, и т. д. Кроме того, для получения пурпуровых оттенков к пигментам добавляются различные флюсы, которые содержат большое количество щелочей и немного свинца.

Коричневые цвета и оттенки красителей делают на основе оксидов железа, цинка, марганца, никеля и хрома. Черные пигменты получают путем смешивания оксидов железа, кобальта, хрома, а также свинцового флюса.

Применение глинозема, окиси цинка, оксида иридия и платины позволяет получить красивые серые тона. Сплавы свинца, бора, силикатов с оксидами олова, цинка и циркония дают белый цвет. Белые красители используют как в качестве самостоятельных красителей, так и для разбавления смесей других цветов с целью их осветления.

Также на сайте:



Лепка из цельного куска глины

Прежде чем приступить к лепке из глиняной массы, необходимо четко представить себе образ будущего изделия, который нередко подсказан самим куском глины.

Речь идет о скульптурной и объемной лепке. Существуют два способа формообразования: пластический, с помощью прибавления материала (лепка), и скульптурный, за счет удаления лишнего материала. Керамика может подойти для этих обоих способов.

Скульптура вообще и скульптура из керамики, в частности, подразделяется на:
1) барельеф, когда скульптурные элементы выступают от плоскости фона примерно на половину их объема;



Подготовка формовочных масс

Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.

Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.