Основные классы керамики



Керамика включает в себя несколько основных технологических видов, которые можно разделить по составу глиняного теста на 2 больших класса. Первый — тонкая, с однородной мелкозернистой структурой, второй — так называемая «грубая» керамика, с относительно неоднородной крупнозернистой структурой.

К первому классу относятся различные по составу глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления группы изделий: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс.

Терракотой называют предметы из обожженной цветной глины (розовой, желтой, коричневой, красной самых различных оттенков и их сочетаний) с пористой структурой. При изготовлении терракотовых изделий глазурь не используется.

Майолика — это изделия, перед обжигом покрытые непрозрачной глазурью и рисунком.

Глиняная масса шамот характеризуется красивой зернистой фактурой, она часто декорируется глазурями. Ее используют в основном в декоративно-прикладном искусстве.

Минеральная масса из смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата именуется фарфором. Как в чистом, так и в глазурованном виде он представляет собой исключительный по водонепроницаемости и эстетическим характеристикам вид керамики. Особая белизна, тонкостенность и прозрачность фарфора давно стали нарицательными, например, «фарфоровые зубы». Фаянс очень похож на фарфор, но не имеет такой белизны и прозрачности, а также он более толстый в сечении.

Следует отметить, что многие термины, встречаемые в книгах, посвященных тем или иным видам керамики, могут употребляться в разных смыслах. Например, майоликой называют как виды природной глины, так и искусственно приготовленные сырьевые керамические массы. Шамотом называют не только вид глиняного теста, описанный выше, но и технологическую примесь, получаемую в результате измельчения обломков ранее обожженной керамики, чаще всего керамического лома.

Также на сайте:



Культовая символика гончарства

Работа горшечника, производящего водонепроницаемую и огнеупорную посуду, приравнивалась к труду кузнеца. Некоторые северные племена считали, что корень (происхождение) гончарства древнее корня кузнечества. Поэтому у них кузнецы и шаманы называли мастериц-горшечниц старшими сестрами. А поскольку гончарство было изобретено богиней земли, люди, которые им занимались, находились под ее защитой.



Обжиг в горне

Установка товара в горн. Наставляя глазурованные изделия в горн, нужно всегда следить за тем, чтобы они не соприкасались одно с другим, чтобы было достаточно места для прохода пламени и но возможности полнее использовалось печное пространство. Если глазурованные изделия обжигаются в горне незащищенными от пламени, то их наставляют на лещедки, подкладывая кружки.

Крупные изделия лучше ставить вниз, во избежание разрушения или искривления изделий от давления сверху. Облицовочные плитки забираются в рейки. Между рядами должно быть пространство примерно 5—7 см для прохода пламени.