Основные классы керамики
Керамика включает в себя несколько основных технологических видов, которые можно разделить по составу глиняного теста на 2 больших класса. Первый — тонкая, с однородной мелкозернистой структурой, второй — так называемая «грубая» керамика, с относительно неоднородной крупнозернистой структурой.
К первому классу относятся различные по составу глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления группы изделий: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс.
Терракотой называют предметы из обожженной цветной глины (розовой, желтой, коричневой, красной самых различных оттенков и их сочетаний) с пористой структурой. При изготовлении терракотовых изделий глазурь не используется.
Майолика — это изделия, перед обжигом покрытые непрозрачной глазурью и рисунком.
Глиняная масса шамот характеризуется красивой зернистой фактурой, она часто декорируется глазурями. Ее используют в основном в декоративно-прикладном искусстве.
Минеральная масса из смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата именуется фарфором. Как в чистом, так и в глазурованном виде он представляет собой исключительный по водонепроницаемости и эстетическим характеристикам вид керамики. Особая белизна, тонкостенность и прозрачность фарфора давно стали нарицательными, например, «фарфоровые зубы». Фаянс очень похож на фарфор, но не имеет такой белизны и прозрачности, а также он более толстый в сечении.
Следует отметить, что многие термины, встречаемые в книгах, посвященных тем или иным видам керамики, могут употребляться в разных смыслах. Например, майоликой называют как виды природной глины, так и искусственно приготовленные сырьевые керамические массы. Шамотом называют не только вид глиняного теста, описанный выше, но и технологическую примесь, получаемую в результате измельчения обломков ранее обожженной керамики, чаще всего керамического лома.
Также на сайте:
Глазурование керамикиГлазурование является одним из широко применяемых художественно-технических приемов обработки керамических изделий. Глазурью в гончарном производстве называют тонкий стекловидный слой толщиной 0,1-0,3 мм, которым покрывают керамические изделия перед обжигом или после первого, называемого утильным, обжига. Делается это для упрочнения, повышения влагонепроницаемости, термостойкости, устойчивости к воздействию различных загрязнений и химических препаратов, а также для улучшения декоративности внешнего вида керамики. |
Символика русской печиДом, жилище в представлении наших предков были повторением мира. Потолок простирался над избой, как небо, подполье казалось подземным царством, устье печи напоминало то древний алтарь со священным огнём, то вход в ад. Мир казался чужим и страшным, а дом обжитым и своим. Чтобы снаружи не влетела в дом нечистая сила, двери крестили – рисовали мелом или сажей кресты, а окна закрывали ставнями. Нельзя было находиться на границе между тем и этим миром – сидеть на пороге, здороваться или прощаться через порог. |