Основные классы керамики



Керамика включает в себя несколько основных технологических видов, которые можно разделить по составу глиняного теста на 2 больших класса. Первый — тонкая, с однородной мелкозернистой структурой, второй — так называемая «грубая» керамика, с относительно неоднородной крупнозернистой структурой.

К первому классу относятся различные по составу глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления группы изделий: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс.

Терракотой называют предметы из обожженной цветной глины (розовой, желтой, коричневой, красной самых различных оттенков и их сочетаний) с пористой структурой. При изготовлении терракотовых изделий глазурь не используется.

Майолика — это изделия, перед обжигом покрытые непрозрачной глазурью и рисунком.

Глиняная масса шамот характеризуется красивой зернистой фактурой, она часто декорируется глазурями. Ее используют в основном в декоративно-прикладном искусстве.

Минеральная масса из смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата именуется фарфором. Как в чистом, так и в глазурованном виде он представляет собой исключительный по водонепроницаемости и эстетическим характеристикам вид керамики. Особая белизна, тонкостенность и прозрачность фарфора давно стали нарицательными, например, «фарфоровые зубы». Фаянс очень похож на фарфор, но не имеет такой белизны и прозрачности, а также он более толстый в сечении.

Следует отметить, что многие термины, встречаемые в книгах, посвященных тем или иным видам керамики, могут употребляться в разных смыслах. Например, майоликой называют как виды природной глины, так и искусственно приготовленные сырьевые керамические массы. Шамотом называют не только вид глиняного теста, описанный выше, но и технологическую примесь, получаемую в результате измельчения обломков ранее обожженной керамики, чаще всего керамического лома.

Также на сайте:



Культовая символика гончарства

Работа горшечника, производящего водонепроницаемую и огнеупорную посуду, приравнивалась к труду кузнеца. Некоторые северные племена считали, что корень (происхождение) гончарства древнее корня кузнечества. Поэтому у них кузнецы и шаманы называли мастериц-горшечниц старшими сестрами. А поскольку гончарство было изобретено богиней земли, люди, которые им занимались, находились под ее защитой.



Сушка и обжиг керамики

После формовки керамики, независимо от ее способа наступает этап просушки. Глиняные изделия следует сушить в помещении, где нет сквозняков. Большие вещи или сосуды необходимо время от времени переворачивать вверх и вниз дном. Иногда просушка даже небольших керамических изделий требует нескольких дней. Однако обжигать керамику до полного высыхания не следует.

Если вы пока не располагаете специальными устройствами, предназначенными для термической обработки керамических изделий, можно попытаться обжечь их на обычном костре.