Основные классы керамики



Керамика включает в себя несколько основных технологических видов, которые можно разделить по составу глиняного теста на 2 больших класса. Первый — тонкая, с однородной мелкозернистой структурой, второй — так называемая «грубая» керамика, с относительно неоднородной крупнозернистой структурой.

К первому классу относятся различные по составу глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления группы изделий: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс.

Терракотой называют предметы из обожженной цветной глины (розовой, желтой, коричневой, красной самых различных оттенков и их сочетаний) с пористой структурой. При изготовлении терракотовых изделий глазурь не используется.

Майолика — это изделия, перед обжигом покрытые непрозрачной глазурью и рисунком.

Глиняная масса шамот характеризуется красивой зернистой фактурой, она часто декорируется глазурями. Ее используют в основном в декоративно-прикладном искусстве.

Минеральная масса из смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата именуется фарфором. Как в чистом, так и в глазурованном виде он представляет собой исключительный по водонепроницаемости и эстетическим характеристикам вид керамики. Особая белизна, тонкостенность и прозрачность фарфора давно стали нарицательными, например, «фарфоровые зубы». Фаянс очень похож на фарфор, но не имеет такой белизны и прозрачности, а также он более толстый в сечении.

Следует отметить, что многие термины, встречаемые в книгах, посвященных тем или иным видам керамики, могут употребляться в разных смыслах. Например, майоликой называют как виды природной глины, так и искусственно приготовленные сырьевые керамические массы. Шамотом называют не только вид глиняного теста, описанный выше, но и технологическую примесь, получаемую в результате измельчения обломков ранее обожженной керамики, чаще всего керамического лома.

Также на сайте:



Третий обжиг

Декорирование производится по уже обожженному глазурованному покрытию. Краски расплавляются при последующем обжиге, который осуществляется при более низкой температуре. Таким образом, речь идет о декорировании при «малом огне». Эта техника распространилась в XVIII веке, когда начался поиск более разнообразной гаммы красок, так как при обжиге с высокой температурой многие оксиды разлагаются и исчезают.

Этот способ сложился под влиянием китайского фарфора. Техника третьего обжига применяется при декорировании как терракоты, так и при работе с фарфором.



Подготовка глины

Глину, имеющую оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно лишь тщательно промять и выбрать случайно попавшие в нее камушки. В былые годы глину разминали в гончарне или избе на полу, посыпанном песком, который в загадке о горшке назван «топанцем». Нередко проминкой и очисткой глины занималась вся семья, в том числе и дети.

Глину топтали босыми ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкую пластину, которую тут же скатывали в рулон. Затем рулон складывали пополам и снова топтали. Когда же глина вновь обретала форму пластины, сворачивали новый рулон.