Надглазурные керамические краски



Надглазурные керамические краскиНадглазурные краски представляют собой смесь красящих пигментов с флюсами. В состав последних могут входить кремнезем, глинозем, каолин, полевой шпат, кварц, пегматит, мрамор или мел, а также вещества, снижающие температуру плавления керамической краски, например, поташ, сода, бораты, борная кислота, различные свинцовые соединения и др.

Для каждого вида керамической краски подбирается специальный флюс, который по своим свойствам, особенно температурным, соответствует краске. В противном случае на краске после обжига могут появиться микротрещины, так называемый цек.

Цвет и свойства, такие как блеск и прозрачность керамических красок, имеющих в своем составе флюс, определяются тем в каком виде и состоянии, находится краситель.

Составные части флюсов предварительно измельчают, просеивают через сито и тщательно смешивают их еще в сухом виде. Затем состав помещается в печь и нагревается до температуры 1000 - 1300°С. В процессе термической обработки, растворяющиеся в воде соединения, поташ, бура, борная кислота и др., переходят в состояние нерастворимых в воде силикатов.

Пигмент может полностью растворяться во флюсе. В этом случае происходит его глубокое окрашивание. Если краситель присутствует в краске в виде металла, то такой краситель не растворяется во флюсе, а заполняет его массу в виде аморфных или кристаллических частиц.

Надглазурные краски наносятся ровным, тонким слоем на предварительно обожженные керамические изделия. Перед нанесением на поверхность изделия надглазурные краски, представляющие собой сухой порошок, смешивают на палитре со скипидарным маслом или скипидаром. Чем жирнее скипидар, тем дольше процесс высыхания красок и больше их подвижность при росписи.

Чтобы краска, приготовленная на скипидаре, дольше сохраняла свежесть, опытные мастера добавляют к ней в небольшом количестве другие масла, например анисовое, гвоздичное или лавандовое.

Краски, используемые для надглазурного декорирования керамических изделий, закрепляются на последних при температуре 720 - 860°С. Отдельные виды краски требуют меньших температур, поэтому они подвергаются термической обработке при температуре 550-600°С.

Надглазурные краски имеют свои достоинства и недостатки. К первым относятся огромная цветовая палитра, яркие тона и красивый блеск, которые они приобретают после обжига. В сравнении же с подглазурными керамическими красками, они менее устойчивы к механическому воздействию.

Также на сайте:



Заглушение прозрачной глазури

Олово в виде окиси. Белый порошок довольно тяжелый по весу. В природном состоянии называется оловянным камнем. Лучший материал для получения белых эмалей. Соли окиси олова, например, хлористая, не дающие удовлетворительных результатов, не принято вводить в глазури. Окись олова можно получить из металлического олова, растворив его в азотной кислоте и прокалив после промывания водой, или растворив в соляной кислоте с подогреванием и осадив нашатырным спиртом.



Гончарство и прогресс

Гончарство ознаменовало собой новый этап взаимоотношений человека и природы. Глина могла приобретать такие качества, как влагонепроницаемость, огнеупорность, только после целой серии специальных действий: добычи и обработки сырья, приготовления теста, формовки, сушки и термической обработки. В ходе многочисленных опытов, которых требовало производство керамической посуды, люди постепенно овладевали новыми знаниями. Таким образом, гончарное производство положило начало множеству новых отраслей.