Инструменты и материалы



Прежде чем приступить к работе над керамическим изделием, необходимо познакомиться с материалами, специальными инструментами и оборудованием, которые могут понадобиться. Поскольку в керамике переплетено ремесло и искусство, то знание технических характеристик исходных материалов: глины, глазури и красок для декорирования — важный момент творческого процесса, от которого в значительной мере зависит конечный результат.

Главное — правильно подобрать инструменты и оборудование, а также знать устройство печей для обжига и уметь в случае необходимости построить печь самому.

Свойства глины

В течение многих веков глина была материалом, широко использовавшимся в различных цивилизациях, что объясняется рядом свойственных глине характерных качеств. Прежде всего, глина в изобилии содержится в природе. Кроме того, она обладает особым физическим свойством - пластичностью: смешанная с водой глина становится податливой и хорошо сохраняет приданную ей форму
Усадка: глина уменьшается в объеме во время сушки и обжига в результате испарения воды, входящей в ее состав.
Огнеупорность: глина выдерживает нагрев до высокой температуры, после первого обжига приобретая прочность камня.
Окраска: цвет сырой глины зависит от входящих в ее состав минеральных примесей и солей металла. При обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Каолин - глина белого цвета.

Геологическая природа

Глинами называются осадочные породы, образовавшиеся в результате длительного процесса выветривания горных пород проходившего под воздействием окружающей среды: перепада температуры, воздействия воды и других факторов. По химическому составу глина представляет собой гидроалюмосиликат.

Помимо глинистых минералов глины содержат примеси как минерального происхождения (полевой шпат, слюда, кварц, оксиды металлов и др.), так и органического. Присутствие в глине тех или иных примесей зависит от места и глубины ее залегания. Процентное содержание компонентов глины в конечном счете определяет ее качественные характеристики, такие как пластичность, усадка, спекаемость, огнеупорность, цвет и текстура.

Также на сайте:



Керамика и ангоб

Художественная поливная керамика средневековья разделяется на две большие группы. Первую составляют изделия из красной плотной глины, покрытые светлым ангобом. На ангоб наносилась гравировка или часть ангоба соскабливалась в виде узора.

После того как сосуд покрывали прозрачной поливой, чаще всего голубой, зеленой или желтой, та часть поливной поверхности, которая приходилась на ангоб, выглядела светлей, а та, которая попадала на темную глину, казалась почти черной.



Томление и охлаждение

Для устранения неравномерности температуры в различных частях камеры печи нужно, прежде всего, правильно распределить отверстия в поду и своде печи и определить наиболее выгодные размеры их. В печах с оборотным пламенем нужно также определить наиболее выгодную высоту перевальной стенки и размеры отверстий в ней и правильно распределить эти отверстия.

Это дает возможность направить поток горячих газов так, чтобы отдельные места печи равномерно омывались ими. Такая наладка печи при достаточной опытности обжигальщика достигается после первых двух-трех обжигов.