Инструменты гончара
Для изготовления сосуда ручным способом достаточно небольшой ровной подставки, например, дощечки, ножа и колотушки. При помощи этих нехитрых инструментов изделиям придается требуемая форма и обрабатывается их поверхность.
Колотушки, которыми работают современные гончары, могут быть разными: гладкими или рифлеными. Для работы на ручном круге требуется наличие целого ряда инструментов.
В арсенале современного гончара имеется достаточно много различных приспособлений. Среди них самыми необходимыми и распространенными являются стеки, шаблоны, клюшки, колотушки, струна, леска или проволока с ручками, ложки, скалки, различные ножи, как обычные, так и специальные гончарные, циркули и кронциркули и др.
Одними из главных инструментов являются стеки, которые иногда называют «длинными пальцами». Стек представляет собой длинную деревянную палочку, сначала заточенную до необходимых размеров и разглаженную рашпилем или напильником, а затем обработанную мелкой наждачной бумагой.
Стеки предназначены для производства самых мелких работ при отделке внутренней и внешней поверхностей керамических изделий.
В гончарский набор входят также емкости для глины и воды, металлические крючки, резиновые губки, кусочки ткани, кожи, резины и оргстекла.
Деревянными или костяными ножами и скребками обрабатывается поверхность. Специальные деревянные ножи для обработки керамики называются бочарами. Для тех же целей служат кусочки кожи, ткани, меха.
Почти все мастера используют в своей работе обычную речную гальку, при помощи которой стенки сосудов не только выравниваются, но и подвергаются лощению. Для полировки внешней поверхности также применяют оргстекло.
Для обработки внешней поверхности сосуда используются также различные колотушки с гладкой и рифленой поверхностью.
Для декорирования керамики используются металлические и деревянные палочки, кисти, пипетки, аэрографы, а также специальные приспособления.
Одним из них являются турнетки, которые представляют собой устройства, верхний круг которых легко приводится в движение левой рукой. Гончары используют турнетки двух видов: настольные и укрепленные на специальных подставках, так называемых станинах.
В некоторых случаях даже простые инструменты для декорирования требуют снабжения дополнительными приспособлениями. Например, в отверстие пипетки, которая является ведущим инструментом для нанесения ангоба, вставляется соломинка, чей диаметр регулирует струю жидкой глины.
Для сложных приемов и способов (например, при фляндровке или гравировке) в один конец деревянной палочки под прямым углом вставляется металлическое или деревянное острие. Нередко для этих целей используют также специальные заостренные деревянные или металлические палочки, напоминающие своим внешним видом карандаши.
Следует отметить, что до сих пор большую часть инструментов для обработки и декорирования сосудов, мастер изготавливает сам.
Также на сайте:
Нанесение глазуриВысушенные изделия перед нанесением глазури необходимо тщательно очистить от пыли. На запыленные изделия глазурь плохо ложится, на их поверхности образуются плешины. Кроме того, на пыльной поверхности глазурь свертывается в крупные капли, и изделия получаются с бугорками на поверхности, или так называемой сборкой глазури. Изделия можно покрывать глазурью мокрым или сухим способами. |
МайоликаМайолика является частью традиционных промыслов в Италии. Эта техника появилась в Италии в XIV-XV веках и затем широко распространилась с некоторыми стилистическими различиями. Речь идет о блестящем глазурованном покрытии, нанесенном на бисквит. Согласно традиции, декорирование выполняется на слое покрытия из белой эмали, который нейтрализует основу и усиливает цвета последующих покрытий. |