Инструменты гончара



Инструменты гончараДля изготовления сосуда ручным способом достаточно небольшой ровной подставки, например, дощечки, ножа и колотушки. При помощи этих нехитрых инструментов изделиям придается требуемая форма и обрабатывается их поверхность.

Колотушки, которыми работают современные гончары, могут быть разными: гладкими или рифлеными. Для работы на ручном круге требуется наличие целого ряда инструментов.

В арсенале современного гончара имеется достаточно много различных приспособлений. Среди них самыми необходимыми и распространенными являются стеки, шаблоны, клюшки, колотушки, струна, леска или проволока с ручками, ложки, скалки, различные ножи, как обычные, так и специальные гончарные, циркули и кронциркули и др.

Одними из главных инструментов являются стеки, которые иногда называют «длинными пальцами». Стек представляет собой длинную деревянную палочку, сначала заточенную до необходимых размеров и разглаженную рашпилем или напильником, а затем обработанную мелкой наждачной бумагой.

Стеки предназначены для производства самых мелких работ при отделке внутренней и внешней поверхностей керамических изделий.

В гончарский набор входят также емкости для глины и воды, металлические крючки, резиновые губки, кусочки ткани, кожи, резины и оргстекла.

Деревянными или костяными ножами и скребками обрабатывается поверхность. Специальные деревянные ножи для обработки керамики называются бочарами. Для тех же целей служат кусочки кожи, ткани, меха.

Почти все мастера используют в своей работе обычную речную гальку, при помощи которой стенки сосудов не только выравниваются, но и подвергаются лощению. Для полировки внешней поверхности также применяют оргстекло.

Для обработки внешней поверхности сосуда используются также различные колотушки с гладкой и рифленой поверхностью.

Для декорирования керамики используются металлические и деревянные палочки, кисти, пипетки, аэрографы, а также специальные приспособления.

Одним из них являются турнетки, которые представляют собой устройства, верхний круг которых легко приводится в движение левой рукой. Гончары используют турнетки двух видов: настольные и укрепленные на специальных подставках, так называемых станинах.

В некоторых случаях даже простые инструменты для декорирования требуют снабжения дополнительными приспособлениями. Например, в отверстие пипетки, которая является ведущим инструментом для нанесения ангоба, вставляется соломинка, чей диаметр регулирует струю жидкой глины.

Для сложных приемов и способов (например, при фляндровке или гравировке) в один конец деревянной палочки под прямым углом вставляется металлическое или деревянное острие. Нередко для этих целей используют также специальные заостренные деревянные или металлические палочки, напоминающие своим внешним видом карандаши.

Следует отметить, что до сих пор большую часть инструментов для обработки и декорирования сосудов, мастер изготавливает сам.

Также на сайте:



Эмали без заглушения

Для получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури.

Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например:

Борная кислота - 50,0



Рельефные изразцы

Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в близлежащих к Москве городах. В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были известны секреты изготовления цветных эмалей.