Гончарные изделия



Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет совершенную технологию и новые материалы. Но создавать керамические изделия можно в домашних условиях или в школьном кружке, используя вполне доступные материалы, оборудование, технологию.

Керамическая масса, применяемая для лепки, состоит из пластичных материалов (глины) и отощающих добавок (песка, керамической крошки и др.). Отощающие материалы вносят в глину для того, чтобы уменьшить усадку при сушке и обжиге и тем самым предотвратить появление трещин и коробление. Песок — наиболее распространенный отощающий материал. Желательно использовать для работы речной песок. Но и он порой бывает не очень чистым и однородным. Поэтому любой песок, в том числе и речной, необходимо специально обработать.

Полведра песка залейте чистой водой и хорошо размешайте палкой. Грязную воду тотчас слейте и залейте чистую. Таким образом промывайте песок до тех пор, пока сливаемая вода не станет чистой. Затем выложите сырой песок на деревянный щит и дайте просохнуть на солнце. Чтобы ускорить высыхание, песок нужно время от времени перелопачивать деревянной лопаткой. Как только песок станет сыпучим, просейте его через решето или сито.

Крупные песчинки и камушки останутся в сите. В зимнее время сырой промытый песок можно за несколько минут высушить в широком алюминиевом или жестяном тазу, поставленном на горящую плиту. Во время просушивания песок нужно постоянно перелопачивать, пока полностью не испарится содержащаяся в нем влага.

Основа любого керамического изделия — глина. По цвету она делится на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и беложгущуюся, которая после обжига приобретает белый цвет. Чтобы определить, с какой глиной вы имеете дело, нужно сделать пробу: обжечь небольшой кусок глины.

Заготовленную глину промойте и удалите из нее различные примеси. Для этого положите глину в ведро или таз, залейте водой и тщательно размешайте до получения однородной массы. Через несколько часов камни и песок осядут на дно, а всевозможные легкие примеси всплывут. Переложите глину в широкую посуду, дайте подсохнуть, потом тщательно перемните. Готовая для работы глина должна напоминать тесто и легко отставать от руки. Глины, содержащие значительное количество песка, называют тощими. Тощие глины пригодны для изготовления более крупных вещей с обобщенными формами. Мелкие изделия с тонкой проработкой деталей лепят из жирной глины.

Чтобы придать глине некоторые дополнительные качества, в нее вводят всевозможные примеси. Керамика станет более легкой и прочной, если в нее ввести немного опилок. Народные мастера Таджикистана вместо опилок добавляют в глину пух камыша-рогоза или тополя. Добавление в глину окиси железа или шамота значительно ускоряет обжиг. Шамот приготовляют из толченых черепков или красного кирпича. Толченый кирпич просеивают, удаляют керамическую пыль, добиваясь крошки, не превышающей размера просяного семени. Шамота в глине должно быть не больше '/5 части общей массы.

Для лепки нужно заготовить специальные инструменты — стеки. Их вырезают из твердой древесины самшита, груши, яблони, бука или березы. Для влагоустойчивости стеки протирают льняным или любым другим растительным маслом. На первый случай лучше всего сделать три стеки. Рабочую часть одной из них делают из стальной проволоки, укрепив ее, как показано на рисунке. Этой стекой удобно срезать лишнюю глину.

Также на сайте:



Верования и керамика

Гончарство сыграло такую важную роль в человеческой истории, что многие мифологии принимают его возникновение как свою начальную точку отсчета. Нередко процесс изготовления глиняного сосуда связывался с космогоническим актом сотворения мира, а сосуд сравнивался с Вселенной.



Посуда и светильники

Посуда и светильникиКроме амфор и пифосов, древнегреческими мастерами изготавливались самые разные формы посуды: тарелки, чаши, вазы, светильники, кубки и другая посуда. Например, мало кто знает, что современные кружки-«непроливашки» для кормления маленьких детей были изобретены в Древней Греции.

Характерной особенностью такого сосуда, который носил название «гутт» или «гуттус», являлся расположенный в верхней части вместилища трубчатый сток, суживающийся к концу, иногда круто поднимающийся вверх и завершенный венцом. Через этот сток жидкость, заключающаяся в сосуде (иногда гутты использовали его так же, как капельник для наливания масла в светильники), могла вытекать тонкой струйкой или падать по каплям.