Гончарные изделия



Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет совершенную технологию и новые материалы. Но создавать керамические изделия можно в домашних условиях или в школьном кружке, используя вполне доступные материалы, оборудование, технологию.

Керамическая масса, применяемая для лепки, состоит из пластичных материалов (глины) и отощающих добавок (песка, керамической крошки и др.). Отощающие материалы вносят в глину для того, чтобы уменьшить усадку при сушке и обжиге и тем самым предотвратить появление трещин и коробление. Песок — наиболее распространенный отощающий материал. Желательно использовать для работы речной песок. Но и он порой бывает не очень чистым и однородным. Поэтому любой песок, в том числе и речной, необходимо специально обработать.

Полведра песка залейте чистой водой и хорошо размешайте палкой. Грязную воду тотчас слейте и залейте чистую. Таким образом промывайте песок до тех пор, пока сливаемая вода не станет чистой. Затем выложите сырой песок на деревянный щит и дайте просохнуть на солнце. Чтобы ускорить высыхание, песок нужно время от времени перелопачивать деревянной лопаткой. Как только песок станет сыпучим, просейте его через решето или сито.

Крупные песчинки и камушки останутся в сите. В зимнее время сырой промытый песок можно за несколько минут высушить в широком алюминиевом или жестяном тазу, поставленном на горящую плиту. Во время просушивания песок нужно постоянно перелопачивать, пока полностью не испарится содержащаяся в нем влага.

Основа любого керамического изделия — глина. По цвету она делится на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и беложгущуюся, которая после обжига приобретает белый цвет. Чтобы определить, с какой глиной вы имеете дело, нужно сделать пробу: обжечь небольшой кусок глины.

Заготовленную глину промойте и удалите из нее различные примеси. Для этого положите глину в ведро или таз, залейте водой и тщательно размешайте до получения однородной массы. Через несколько часов камни и песок осядут на дно, а всевозможные легкие примеси всплывут. Переложите глину в широкую посуду, дайте подсохнуть, потом тщательно перемните. Готовая для работы глина должна напоминать тесто и легко отставать от руки. Глины, содержащие значительное количество песка, называют тощими. Тощие глины пригодны для изготовления более крупных вещей с обобщенными формами. Мелкие изделия с тонкой проработкой деталей лепят из жирной глины.

Чтобы придать глине некоторые дополнительные качества, в нее вводят всевозможные примеси. Керамика станет более легкой и прочной, если в нее ввести немного опилок. Народные мастера Таджикистана вместо опилок добавляют в глину пух камыша-рогоза или тополя. Добавление в глину окиси железа или шамота значительно ускоряет обжиг. Шамот приготовляют из толченых черепков или красного кирпича. Толченый кирпич просеивают, удаляют керамическую пыль, добиваясь крошки, не превышающей размера просяного семени. Шамота в глине должно быть не больше '/5 части общей массы.

Для лепки нужно заготовить специальные инструменты — стеки. Их вырезают из твердой древесины самшита, груши, яблони, бука или березы. Для влагоустойчивости стеки протирают льняным или любым другим растительным маслом. На первый случай лучше всего сделать три стеки. Рабочую часть одной из них делают из стальной проволоки, укрепив ее, как показано на рисунке. Этой стекой удобно срезать лишнюю глину.

Также на сайте:



Современная керамика

В современном искусстве все ярче проявляется общее для всех художников стремление к разнообразию используемых материалов.

Керамисты в своей работе ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь. Так, многие мастера при декорировании керамических изделий экспериментируют с такими материалами, как стекло, металл, пластмасса, а иногда даже обращаются к иным видам искусства, например к фотографии.



Декорирование изделий

После обработки поверхности сосуда следующим этапом было его декорирование. Оно применялось не всегда, но довольно часто. Уже самая ранняя керамика эпохи неолита украшалась различными орнаментами.

Орнаментом (от лат. «украшение») принято называть последовательное повторение сгруппированных узоров. Ритмическое чередование одного либо нескольких элементов или мотивов орнамента именуется раппортом.