Инструменты и материалы



Керамические изделия

Изделия, получаемые из встречающихся в природе и искусственно приготовленных пластических смесей глины или каолина с другими веществами, называют керамическими изделиями. Легко формующейся или пластической называют вязкую массу, которой при незначительном давлении можно придать любую форму, причем эта форма сохраняется и после прекращения давления. Важнейшие керамические изделия и их характерные свойства приведены ниже.



Гончарные изделия

Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет совершенную технологию и новые материалы. Но создавать керамические изделия можно в домашних условиях или в школьном кружке, используя вполне доступные материалы, оборудование, технологию.



Инструменты и материалы

Прежде чем приступить к работе над керамическим изделием, необходимо познакомиться с материалами, специальными инструментами и оборудованием, которые могут понадобиться. Поскольку в керамике переплетено ремесло и искусство, то знание технических характеристик исходных материалов: глины, глазури и красок для декорирования — важный момент творческого процесса, от которого в значительной мере зависит конечный результат.

Главное — правильно подобрать инструменты и оборудование, а также знать устройство печей для обжига и уметь в случае необходимости построить печь самому.



Основные классы керамики

Керамика включает в себя несколько основных технологических видов, которые можно разделить по составу глиняного теста на 2 больших класса. Первый — тонкая, с однородной мелкозернистой структурой, второй — так называемая «грубая» керамика, с относительно неоднородной крупнозернистой структурой.

К первому классу относятся различные по составу глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления группы изделий: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс.



Пигменты

Пигментами называют различные по цвету высокодисперсные порошки, устойчивые к растворению в воде и разных связующих веществах. В зависимости от происхождения их разделяют на искусственные и природные. Природные пигменты изготавливают способом механической обработки цветных глин, ярко окрашенных руд и других природных пород.

Главными составляющими такой обработки являются измельчение и отмучивание последних. Неорганические, искусственные пигменты получаются в результате прокаливания и сплавления солей, оксидов или гидроксидов различных металлов или совместного осаждения.



Подглазурные керамические краски

Подглазурные керамические краскиПодглазурные краски представляют собой смесь пигментов, приготовленных из оксидов различных металлов, каолина и глазури. Для улучшения качества таких красок в их состав вводят также глину, фарфоровую массу, полевой шпат и другие минеральные элементы.

Самыми распространенными пигментами для производства подглазурных керамических красок являются:




Надглазурные керамические краски

Надглазурные керамические краскиНадглазурные краски представляют собой смесь красящих пигментов с флюсами. В состав последних могут входить кремнезем, глинозем, каолин, полевой шпат, кварц, пегматит, мрамор или мел, а также вещества, снижающие температуру плавления керамической краски, например, поташ, сода, бораты, борная кислота, различные свинцовые соединения и др.

Также на сайте:



Эмали без заглушения

Для получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури.

Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например:

Борная кислота - 50,0



Рельефные изразцы

Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в близлежащих к Москве городах. В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были известны секреты изготовления цветных эмалей.

RSS-материал