Работа на гончарном круге
Технология производства работ с использованием гончарного круга, на сегодняшний день, практически остается такой же, без каких либо значительных отличий, как и столетия назад. Гончар берет мокрыми руками кусок сырой глины, кладет его в центр верхнего диска гончарного круга.
Затем, начиная медленно вращать круг, он для придания однородности тесту несколько раз нажимает на кусок глины рукой. Затем гончар постепенно вытягивает ком в конус, а затем, нажимая большим пальцем, превращает его в полый цилиндр.
Продолжая вращать круг, мастер пропускает глиняные стенки сформированного цилиндра между пальцами и таким образом формует все оставшиеся детали, например, корпус, шейку и венчик сосуда. Чтобы усилить степень скольжения пальцев, в процессе формовки изделия руки постоянно смачивают водой.
Закончив конструирование формы, гончар заглаживает ее поверхность кусочком резины и мокрой губкой, завершив описанные операции, гончар, используя тонкую проволоку или отрезок шпагата, срезает изготовленное изделие с диска гончарного круга.
После предварительной просушки, керамическое изделие опять устанавливается в центральное положение верхнего круга, прикрепляется кусочком глины и подвергается дополнительной обработке: заглаживанию, лощению или орнаментированию.
Сложносоставные изделия, содержащие в своей конструкции несколько деталей, обычно склеивают именно на стадии дополнительной обработки.
Также на сайте:
Подготовка формовочных массВажным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких. Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь. |
Символика керамикиВ ранних и традиционных обществах различные узоры или рисунки, наносимые на поверхность посуды, служили не только для украшения, но и выполняли другие функции. Одной из них было маркирование его принадлежности к определенному роду, племени и т. п. Такими же узорами украшались дома, предметы быта, одежда, выполнялись татуировки и ритуальные рисунки на теле. В большинстве древних культур было принято обязательно включать керамические сосуды в погребальный инвентарь, сопровождающий усопшего в мир иной. Считалось, что именно по форме и орнаменту керамики его там смогут опознать предки. |