Приемы работы на круге
Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись терпением и упорно осваивать один прием за другим. Только после длительной тренировки у вас получится сделать наиболее простые традиционные сосуды. Перед началом работы поставьте на скамью посуду с водой для обрызгивания глины и смачивания рук. Здесь же должно находиться хорошо перемятое глиняное тесто, накрытое влажной тряпкой. Рядом с посудой для воды должны лежать губка, скребок, цикля и другие необходимые инструменты.
Главные же инструменты — это руки гончара. Если они в порядке и на них нет ни ран, ни ссадин и болезненных ушибов, то можно приступать к делу. Перед тем как приступить к непосредственной формовке любого сосуда, глину необходимо отцентрировать и промять на гончарном круге. Отделив от приготовленной глины необходимых размеров кусок, придайте ему руками шарообразную форму. Сильным и резким движением бросьте ком как можно точнее в середину круга.
Раскрутив круг, смочите руки водой, чтобы они хорошо скользили по глине. Затем прижмите ком к кругу и, медленно смещая вращающуюся глиняную массу немного от себя, к себе, влево, вправо, добейтесь того, чтобы она казалась неподвижной. Равномерно сдавливая ком с двух сторон руками, вытяните глину вверх конусом. Затем сомните конус, придав ему снова шарообразную форму. Из шара снова вытягивается конус. Не отрывая рук от глиняной массы, этот процесс нужно повторить несколько раз. Благодаря ему происходит укрепление глины на круге и улучшение ее структуры. Опустив в последний раз конус, придайте заготовке шаровидную форму.
Инструменты гончара
На разных стадиях формовки сосуда на гончарном круге применяют различные инструменты. Струна, или проволока, используется для выравнивания верхнего края посуды, а также для срезания готового изделия с круга. Струну изготавливают из тонкой стальной проволоки, струны балалайки или какого- либо другого струнного инструмента. Чтобы не порезать рук, на концах проволоки укрепляют круглые ручки, деревянные шарики или мешочки из плотной ткани, набитые песком. Отдельные части сосуда измеряют толщиномером или кронциркулем.
При изготовлении одинаковых сосудов применяют шаблоны. Для выравнивания поверхности сосуда и других вспомогательных работ применяют цикли и скребки. Клюшками, сделанными из стального прутка или толстой проволоки, удаляют лишнюю глину с подсохшей посуды, а также выполняют резьбу. Среди инструментов гончара есть так называемая ложечка, которой он выбирает лишнюю глину внутри сосуда.
Рядом с гончарным кругом всегда должна находиться губка. При необходимости ее подсушивают и увлажняют поверхность сосуда, а также разглаживают и выравнивают. В конце формовки губкой удаляют воду, накопившуюся внутри сосуда.
Также на сайте:
Основные классы керамикиКерамика включает в себя несколько основных технологических видов, которые можно разделить по составу глиняного теста на 2 больших класса. Первый — тонкая, с однородной мелкозернистой структурой, второй — так называемая «грубая» керамика, с относительно неоднородной крупнозернистой структурой. К первому классу относятся различные по составу глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления группы изделий: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс. |
Уральский изразецВ каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими мастерами, имеют свои характерные особенности. В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье. |