Маховый круг



Важной ступенью в развитии гончарного круга стало присоединение к нему махового колеса, что позволило существенно увеличить скорость его вращения и сообщаемую инерцию. В такую конструкцию входили также вертикально вращающийся вал и подогнанные к нему подшипники.

В некоторых регионах долгое время основным материалом для этих деталей служили твердые породы дерева (например, дуб, самшит, тис, граб и др.), в других — камни.

Уже в Древнем Египте начал применяться так называемый ножной гончарный круг. Изображение древнегреческого гончарного ножного круга имеется на глиняной табличке из Коринфа.

Главной частью такой конструкции и в наше время является небольшой диск, который сделан из различного достаточно прочного и ровного материала: металла, дерева, пластика, мрамора, и т. д. На нижней стороне диска, в центре, располагается жестко закрепленная в нем ось или стержень. К нижней части оси подведено передающее устройство, которое позволяет вращать верхний диск.

В качестве двигателя, приводящего верхний круг в движение, использовались разные приспособления. Одним из самых распространенных было применение еще одного диска, имеющего больший диаметр, который располагается под ногами гончара.

Способов крепления нижнего круга существует несколько. Для того, чтобы он вращался вместе с верхним, рабочим кругом и осью, в разных регионах было изобретено довольно много способов, например прообраз подшипника: набранные в изготовленную из глины круговую колодку глиняные шары, которые катались под нижним кругом, тонкий слой масла, на котором свободно скользил нижний, маховый диск.

Нижний диск располагался обычно под ногами гончара, а верхний — на уровне его поясницы.

Скорость вращения диска на ножном гончарном круге позволяла снимать готовые изделия при помощи бечевки, а позднее — металлической проволоки.

По археологическим и этнографическим источникам известно достаточно большое количество разнообразных конструкций гончарных кругов.

В качестве классического примера приведем еще одну из них, получившую распространение в России в конце XIX веке. Она представляла собой стол на четырех ножках, между собой ножки соединялись перекладинами. Одна из перекладин использовалась для крепления чугунного пятника, в котором вращался четырехгранный вертикальный железный стержень.

Верхний конец стержня крепился к доске стола, на которой был плотно закреплен небольшой, изготовленный из дерева, кружок. Именно на нем гончар и формовал изделия. Нижний конец стержня фиксировался в другом деревянном круге. Нажимая ногами на пятник, можно было поворачивать нижний круг в любую сторону, одновременно работая обеими руками на верхнем круге.

Гончарный круг уже в начальные периоды его существования использовался не только для вытягивания сосудов из комка глины. Его также применяли для облегчения лепки конструктивных деталей сосудов, обработки (заглаживания) сосудов, изготовленных вручную, и др.

Также на сайте:



Сплавление фритты

Сплавление, или, как говорят, варку, фритты производят в специальных ваннах для горшковых печах или в тиглях, помещаемых в обычные гончарные горны. Ванные печи отличаются высокой производительностью, их устанавливают в тех случаях, когда потребность в фритте относительно велика (75—100 т в год).



Чернолощеная керамика

Большой популярностью в России пользовалась чернолощеная керамика, которая появилась еще несколько столетий назад. Технология ее изготовления состояла из нескольких этапов. Вначале вылепленный и слегка подсушенный сосуд подвергали лощению, т. е, полировке, при помощи гальки или кости.

После того как внешняя поверхность приобретала блеск, ее орнаментировали. Затем сосуд просушивали полностью и обжигали.