Гончарный круг и сложные изделия



Гончарный круг и сложные изделияОсвоив производство на гончарном круге несложных и небольших изделий, можно переходить к изготовлению более крупных вещей, например цилиндрических ваз.

Начинать работу следует способом, используемым при формовке на гончарном круге простых изделий. Поместите необходимое количество глины в центр гончарного круга, не забыв при этом о подкладке. Проверьте, чтобы глиняная масса находилась строго по центру.

Затем придавите ее середину таким образом, чтобы дно будущего изделия возвышалось над подкладкой примерно на 0,8-1,0 см. В результате у вас должно получиться чашевидное углубление.

Ладонь левой руки положите на край и, придерживая стенку большим пальцем, медленно направляйте глину в его сторону другими пальцами, кроме мизинца.

Пальцы ритмично передвигайте взад и вперед по дну глиняной формы, стараясь как можно сильнее уплотнить глину на дне изделия. В дальнейшем это предотвратит отслоение дна от стенок во время сушки и обжига.

Старайтесь при движении не сдвигать изделие с центра круга. Когда между внешней стороной стенки и дном образуется прямой угол, обхватите заготовку обеими ладонями и легкими плавными движениями надавите на ее стенки.

Все действия при этом, включая, в том числе, и вращение гончарного круга, должны быть медленными. Слишком быстрое расширение или сужение стенок может привести к непоправимой порче изделия.

Для того чтобы поднять стенки будущей вазы-цилиндра, положите средний палец правой руки на его внешнюю сторону и, слегка придавив, сделайте желобок. В результате глина с внешней стороны переместится внутрь формы.

Для того чтобы стенки получились ровными, с внутренней стороны стенки, где появилась выпуклость от желобка, поддержите глину указательным пальцем левой руки. Затем постепенно вытягивайте и утончайте стенки будущего изделия. В процессе работы не забывайте периодически смачивать водой поверхность изделия.

Подойдя к верхнему краю изделия, сведите скорость вращения гончарного круга к минимуму. Помните, что добавлять в заготовку новые куски глины нельзя, поскольку впоследствии это может привести к непоправимым деформациям при сушке и обжиге изделия.

Когда формовка предмета будет закончена, аккуратно уберите руки, стараясь не повредить его края. Затем обработайте поверхность при помощи гончарного ребра и кусочка меха. Перед тем как срезать цилиндрическую вазу с подставки, подрежьте под углом (величина угла определяется вашим желанием) внешний край основания формы.

Сделать это можно при помощи любого металлического инструмента с заостренным концом. Такая операция необходима как с эстетической, так и с технологической точки зрения.

Также на сайте:



Художественная пластика

Художественная пластикаОсобой сферой гончарного искусства и одновременно специфической чертой раннеземледельческих и скотоводческих культур эпохи неолита и энеолита является широкое распространение мелкой художественной пластики, которая отражает различные верования и культы. Пластика эта чрезвычайно разнообразна: антропоморфные и зооморфные статуэтки, модели жилищ и утвари, алтари, амулеты, печати и др.



Посуда и светильники

Посуда и светильникиКроме амфор и пифосов, древнегреческими мастерами изготавливались самые разные формы посуды: тарелки, чаши, вазы, светильники, кубки и другая посуда. Например, мало кто знает, что современные кружки-«непроливашки» для кормления маленьких детей были изобретены в Древней Греции.

Характерной особенностью такого сосуда, который носил название «гутт» или «гуттус», являлся расположенный в верхней части вместилища трубчатый сток, суживающийся к концу, иногда круто поднимающийся вверх и завершенный венцом. Через этот сток жидкость, заключающаяся в сосуде (иногда гутты использовали его так же, как капельник для наливания масла в светильники), могла вытекать тонкой струйкой или падать по каплям.