Классификация глин



Классификация глинВ последние годы в специальной литературе появилась несколько измененная классификация глин по признаку пластичности. В ней выделяются связующие глины, пластичные, непластичные и тощие.

Самыми высокими показателями обладают связующие глины, которые сохраняют способность образования пластичного теста даже при добавлении больше 50% непластичных компонентов. У пластичных глин этот показатель составляет до 50%. Тощие глины теряют пластические качества в случае, когда примеси превышают 20%.

Непластичные глины характеризуются тем, что вообще не образовывают пластичное тесто. У гончаров существует такое понятие, как границы пластичности. Верхняя характеризуется содержанием в глине такого количества влаги, при котором она начинает растекаться. При нижней границе влаги в глине настолько мало, что тонкие валики или нити, скатанные из глины, не соединяются друг с другом.

На гигроскопические способности глины влияет другое ее важное качество — пористость, которая определяет способность глины к поглощению или испарению воды. Концентрация в глине влаги определяет такие свойства, как набухание и усадка.

Набуханием специалисты называют увеличение глины в объеме, при ее смешивании с водой, степень которого определяется минеральным и зерновым составом глин.

Процесс уменьшения размеров изделия без изменения формы в процессе его высушивания именуется усадкой. Существуют два основных вида усадки: воздушная и огневая.

Первая происходит при высушивании перед обжигом и варьируется от 1 до 15%. Вторая значительно выше. При обжиге изделие может уменьшиться до 25% от первоначального «сырого» объема.

Жирные глины при замешивании требуют большего количества воды и соответственно дают большую усадку при обжиге и сушке. Тощие глины, напротив, вбирают меньшее количество влаги, зато меньше теряют в объеме и трескаются в процессе дальнейшей обработки.

Однако уменьшение размеров и объема изделия в процессе обжига и сушки зависит не только от степени влажности, но и от состава минералов этого глинистого вещества, а также дисперсности входящего в состав глины частиц. Одним из главных способов снижения усадки является добавление различных отощителей, специального песка.

Спекаемость глин представляет собой способность глины при обжиге образовывать черепок, то есть твердое, камнеподобное тело, обладающее высокой химической устойчивостью и механической прочностью.

Определяют степень спекания, состав глинистой массы и температурный режим обжига. Последний у разных глин варьирует от 500 до 1500°С. Индикатором степени спекания является температура обжига в 1350 °С.

Если в результате получается черепок, имеющий водопоглощение не больше 2%, его относят к сильно спекающимся, не больше 5% - средне спекающимся, имеющим водопоглощение больше 5% - к неспекающимся. Качество спекаемости определяет способность сосудов из тех или иных глин удерживать воду.

Способность глины выдерживать без расплавления воздействие высокой температуры называется огнеупорность. Температура плавления зависит от дисперсности, химического состава и наличия примесей, в том числе особых компонентов — флюсов, представляющих собой специальные легкоплавкие стекла.

По этому признаку глины подразделяются на:

  • легкоплавкие глины, имеющие температуру плавления меньше 1350°С;
  • тугоплавкие глины, имеющие температуру плавления от 1350 до 1600°С;
  • огнеупорные глины, имеющие температуру плавления от 1600 до 1700°С;
  • высокоогнеупорные глины, температура плавления которых больше 1700°С.

Кроме перечисленных свойств, определенное значение при подборе глин для различных производственных целей и задач имеют адсорбционные свойства, т. е. способность глин притягивать из окружающей природной среды и сохранять на поверхности глинистого минерала различные молекулы и ионы. Адсорбционное свойство глин имеет прямую зависимость от дисперсности и состава. Самыми активными адсорбционными свойствами обладают глины, сформированные при разрушении вулканических туфов.

Сфера применения человеком различных глин очень разнообразна. Для разных видов изделий применяются разные по своему составу глины. Некоторые глины используют в чистом виде, другие подвергают предварительным операциям: просеиванию, смешиванию разных сортов, введению добавок и другим операциям.

Природные глины могут иметь самые разные исходные цвета: белый, голубой, серый, синий, темно-синий, зеленовато-бурый, желтый, красный, коричневый, черный и многие другие. Многообразие цветовой гаммы определяется минеральным и химическим составом глин, а также наличием и количеством присутствующих в них примесей. Мономинеральные глины обычно имеют светло-серый или белый цвет.

Самыми распространенными в природе видами глин являются: белые (каолин, или огнеупорная глина, и белая, или майоликовая), красные, пористые и каменные, а также сланцеватые и мергелевые глины.

Например, наличие окислов железа сообщает глине оттенки красно-коричневых и фиолетовых тонов цветовой гаммы, бурый железняк - желтых, оксиды марганца придают глинам буроватость, органические вещества - темные цвета, такие как черный, серый и темно-серый. Гидрослюдистые глины часто окрашены в голубой или зеленый цвет.

Очень часто в процессе обработки глина кардинально меняет свой цвет. В результате обжига сырая темно-серая глина может стать почти белой, а также наоборот.

В зависимости от цвета обожженного черепка выделяют следующие разновидности глин: бело-жгущиеся (после обжига получается черепок белого цвета), светло-жгущиеся (светло-желтый или светло-серый черепок), темно-жгущиеся (черепок красного или коричневого оттенков).

Различные добавки, использование определенных технологических приемов делают исходный цвет глины признаком вторичным.

В местах скопления больших залежей того или иного вида глин получили распространение определенные виды растений, которые стали своеобразным индикатором для их поиска.

Также на сайте:



Русский печной изразец

Сила и богатство искусства целого народа основаны на стиле и богатстве духовной жизни народа и, в конечном счёте, на силе и богатстве народного искусства. Народ – коллективный художник. Он то и выделяет из своей среды на всём протяжении истории искусств художественных деятелей, которые сильны связью со своим народом, его удивительным и духовным миром, эстетическими вкусами и идеалами. Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека чувства прекрасного. Оно формирует его эстетические чувства, воспитывает эстетическую восприимчивость, художественный вкус.



Обжиг в печах

Обжиг в печах керамических изделийНачиная с пятого тысячелетия до нашей эры, в некоторых странах появляются первые специализированные печи для обжига керамики. Их остатки обнаружены во время раскопок древних поселений и городов в Египте, Средней Азии, Месопотамии и Иране.

Как и очажные устройства, первые печи имели одну камеру. Основное отличие от очажного обжига заключалось в наличии у печей постоянного перекрытия, дымоотводных конструкций и поддувала.