Керамическое сырье



Речь идет о классификации, в основу которой положены такие свойства глины, как пластичность, упругость, механическая прочность и температурный режим при обжиге.

Красная глина. Называемая также «глиной для майолики», представляет собой разновидность глины, богатой оксидом железа, который окрашивает глину в красный цвет. Эта глина очень пластична, обладает хорошей упругостью, дает крупнопористый черепок. Обжиг производится при низких температурах (900-950° С). Хорошо подходит для формования на гончарном круге. Прекрасно декорируется эмалями. Используется для производства майолики.

Белая глина. Речь идет о пластичной глине, в отличие от каолина. Это природный материал, богатый известняком, который придает глине светлую окраску. Хорошо поддается лепке, используется для литья, дает пористый черепок, довольно прочная. Обжигается при низкой температуре, между 980 и 1050°С. Подходит для декорирования как эмалями, так и другими красителями.

Огнеупорная глина. Обладает хорошей механической прочностью, имеет твердую и пористую массу, выдерживает термические шоки. Используется в декоративной технике «раку» и в крупных и массивных изделиях. Получается путем добавления к глинистому раствору других веществ в порошкообразном состоянии, крупно- или мелкозернистых и с температурой обжига обычно более высокой по сравнению с исходным раствором.

Грес. Обжигается при температуре между 1200 и 1280°С, образуя стекловидную массу. Цвет варьируется от серого до темно-коричневого.

Фарфоровая масса. Ее главная составляющая - каолин. Эта масса необычайно плотная, прозрачная, почти стекловидная. Обычно чем выше степень чистоты массы, тем ниже степень ее пластичности. При изготовлении фарфора возрастают трудности как при формовке, так и при обжиге.

Масса достигает нужной плотности почти при точке плавления 1280-1350 °С. Это делает массу практически водонепроницаемой. Благодаря легкости, тонкости и прочности фарфор очень высоко ценится.

Также на сайте:



Отмучивание глины

Большее влияние на качество гончарных изделий оказывает также степень общей засоренности глины крупными примесями. Чтобы определить эту засоренность, глину отмучивают. Для этого в кувшин, ведро или другую посуду с водой бросают кусок глины, не превышающий по объему 25% от емкости посуды.

Глину разбалтывают в воде до тех пор, пока она совершенно не распадется. Затем с течение 3 минут дают воде отстояться. Крупные примеси тяжелее частиц глины, поэтому при отстаивании они оседают на дно посуды.



Современная керамика

В современном искусстве все ярче проявляется общее для всех художников стремление к разнообразию используемых материалов.

Керамисты в своей работе ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь. Так, многие мастера при декорировании керамических изделий экспериментируют с такими материалами, как стекло, металл, пластмасса, а иногда даже обращаются к иным видам искусства, например к фотографии.