Глина и шликер



Природная глина практически всегда содержит примеси, и, перед тем как ее использовать, необходим довольно долгий процесс очистки и отмучивания. Поэтому всем керамистам, особенно начинающим, рекомендуется покупать глину непосредственно у поставщика. Глина должна быть упакована в полиэтиленовую пленку и храниться в запечатанном виде, чтобы сохранить влагу.

Самостоятельное приготовление глиняного теста - это продвинутый этап работы с керамикой, который предполагает определенный опыт и знание свойств глины. Тесто готовится из очищенных компонентов, обычно в виде порошка, что облегчает их взвешивание и смешивание. Постепенно в смесь добавляется вода.

В состав каждой глиняной смеси входят три компонента:
- пластичные материалы, которые выбираются исходя из свойств, подходящих для формовки и обжига;
- плавни - вещества, способствующие снижению температуры плавления;
- отощающие материалы, например шамот, которые снижают пластичность и усадку масс при сушке и обжиге.

Плавни и отощающие материалы усиливают характерные особенности пластичного материала.

Шликер - это отмученная жидкая глина, которая используется при литье керамических изделий, для соединения деталей в глиняных изделиях, а также для декоративных целей. Шликер представляет собой разведенную до состояния текучести глину с добавлением дефлокулянта, который способствует разжижению смеси при максимальном содержании воды 40%.

Плавни (флюс), например силикат натрия и карбонат натрия (сода), добавляются к сухой глине в пропорции не более 1%. Шликер можно приготовить из глины, в которой уже содержится дефлокулянт, или самим добавить его в сухую глину.

Для приготовления шликера для литья из 4,5 кг сухого материала потребуется:
-вода: 2 л (1,9);
- дефлокулянт: количество глины умножается на коэффициент, от минимального 0,002 до максимального 0,005. Следовательно, 4,5 х 0,002 = 9,08 г и 4,5 х 0,005 = 22,7 г. Содержание дефлокулянта, в зависимости от типа глины, будет варьироваться между 9,08 г и 22,7 г.

Для приготовления смеси сначала в воду добавляется 1/2 дефлокулянта и немного сухой глины, после чего смесь размешивается. Затем небольшими порциями в смесь добавляются остальной дефлокулянт и сухая глина. Процесс продолжается до роспуска всей сухой глины.

Также на сайте:



Краснофигурная роспись

Краснофигурная росписьГреческие вазописцы при создании орнаментов, декорировании керамических изделий применяли самые разнообразные краски. В ходу были белая, пурпурная и красно-бурая минеральные краски. Широко использовались и краски с меньшей прочностью, в настоящее время они имеют название акварель.

Применялась голубая, розовая, красная, серая, желтая акварель. Использовалась при росписи ваз более позднего периода и глина желтовато-коричневых оттенков, иногда наносившаяся высоким рельефом. Применяли ее в основном при нанесении орнаментов, различных надписей, изображении предметов обихода, оружия и отдельных, небольших деталей.



Обжиг керамики

Обжиг керамики. Древняя ГрецияГреческие гончары добились оптимальных для обжига температур, которые делали керамику плотной и прочной (около 900 °С). После придания окончательной формы вазу подсушивали, затем при необходимости расписывали и обжигали в специальной печи.