Формирование глин



Формирование глинГлина в сухом виде представляет собой плотную землистую субстанцию, в которой визуально различаются инородные вкрапления различных пород: песка, камней и др. Нередко жирная на ощупь, она легко растирается в порошок. С научной точки зрения глина является осадочной горной породой.

Ее появление связано с геологическими процессами, происходившими на планете в течение огромного количества времени. Много миллионов лет назад, когда горные породы на поверхности Земли затвердели, верхний слой земной коры начал разрушаться под воздействием разных причин, в первую очередь температуры, дождей, ветров и льда.

Главными источниками глины стали породы, в составе которых имелся полевой шпат. Резкие перепады температур приводили к растрескиванию и измельчению пород, ветра выдували мельчайшие частички, а дождевая вода вместе с водой из тающих ледников и образующихся из них горных ручьев и рек течением перемещала получившуюся массу на довольно большие расстояния.

По ходу вымывания более тяжелые крупицы горных пород оседали быстрее, а более мелкие частицы уносились дальше, в моря и океаны, где постепенно опускались на дно.

В результате на морском дне постепенно скапливались толстые слои осадков, которые, помимо песчинок, ила и крошечных кусочков горных пород, содержали также кости и раковины разных морских животных и растений. Под давлением новых и новых слоев за сотни миллионов лет ил и песок постепенно уплотнялись и спрессовывались в сплошную твердую массу. Именно ее и называют осадочной горной породой.

Некоторые из таких пород при соединении с водой формируют пластичную тестообразную массу, из которой можно создавать различные предметы, сохраняющие приданную им форму. Подвергаясь воздействию сильного огня, глина становится твердой и прочной, как камень.

В ходе бурных геологических процессов часть осадочных пород, сформировавшихся на дне морей и океанов, оказывалась на суше. Последующие движения земной коры, приподнимая толщи породы, превратили их в новые холмы. Поэтому нередко глину добывают не там, где она образовалась, а среди различных отложений.

Глины, оставшиеся в местах их образования, носят название «первичных» и считаются наиболее чистыми по своему химическому составу. Процент инородных примесей в них минимален.

Глиняные залежи, образовавшиеся в результате перемещения (так называемые «вторичные», или «осадочные»), чаще всего находятся в земле на незначительной глубине и представляют собой более или менее обширные пласты или слои, а также скопления неправильной формы.

Глина — один из самых распространенных на нашей планете природных материалов, имеющийся в большом количестве практически во всех регионах. Поскольку процесс ее образования, начавшись практически с момента возникновения планеты Земля, продолжается до сих пор, можно сказать, что ее запасы являются фактически неисчерпаемыми.

Также на сайте:



Сосуды сложной формы

В основе даже самого сложного по форме сосуда всегда лежат простые геометрические тела. Кувшин, который изображен на рисунке, состоит из трех усеченных конусов. Сосуд отличается еще и тем, что для формовки всех его составных частей использована одна и та же болванка — цветочный горшок. Нанесите на болванку восковую мастику и облепите тонким слоем глины. Подставив под нож опорный брусок, разрежьте отформованный конус пополам. С болванки поочередно снимите два пустотелых усеченных конуса.



Кашинная керамика

Большая группа керамики называется кашинной. Кашин представляет собой белую пористую керамическую массу. На него наносились в основном прозрачные и цветные глазури. Светлая кашинная керамика делала рисунок ярким, а глазури глубокими, как бы светящимися изнутри.

Эффект этот усиливался тем, что применявшаяся на кашинных сосудах полива стекала по дну и застывала на нем толстым слоем. В результате получался контраст между поверхностью округлых стенок чаши, где слой поливы был тонким и легкий рельеф черепка выделял основные линии орнамента, и толстым гладким слоем стекла на дне, под которым мерцали краски росписи. Керамисты учитывали этот эффект и придавали ему особый художественный смысл.