Добыча глины



Выходов глины в природе существует огромное количество, но далеко не все месторождения обладают необходимыми для производства качествами. В зависимости от геологических особенностей, климатических условий, расположения месторождения, свойств и вида глины применяются те или иные способы добычи сырья.

Чаще всего глину добывают в карьерах различной глубины. В летний сезон проводят подготовительные работы, включающие в себя удаление верхнего слоя почвы - дерна - с растительностью. Выполняют устройство необходимых подъездов и дорог к месту разработки глины, уборку ненужных пород, мешающих добыче глины.

Производится устройство дренажа и водоотводных каналов в местностях, где глина залегает с высоко стоящими грунтовыми водами или на пойменных участках рек. В это же время производят извлечение глины из грунта, а также осуществляют погрузку и транспортировку к месту хранения или использования.

Чаще всего различные виды глин добывают открытым способом, в открытых карьерах. На большинстве месторождений процесс добычи полностью механизирован. При вскрышных и транспортировочных работах используются бульдозеры, экскаваторы, ленточные конвейеры, самосвалы, автопогрузчики и т. д. Выборка и транспортировка глины также механизированы.

В некоторых случаях пласты глины перекрыты мощными слоями плотных и крепких пород, например, доломита или полевого шпата, что требует предварительного проведения буровых или взрывных работ, способствующих разрыхлению грунта.

Если процесс добычи глины производится в холодное время года, то, как правило, на месте работ применяются различные приемы и способы утепления. К ним относятся укрытие места разработки глин мощным слоем утепляющих материалов, например, опилок, соломы или торфа, сжигание горючих материалов, например, торфа или бурого угля, на поверхности участка карьера, где в данный момент производится выборка глины.

В северных районах, где зимой промерзает грунт, и добыча глины затруднена, применяют специальные приспособления — тепляки. Они представляют собой стационарные или передвижные сооружения закрытого типа, снабженные обогревательными приборами-калориферами, при помощи которых производится обогрев разрабатываемых участков. Такие тепляки монтируются на катках и передвигаются по мере необходимости по рельсам.

Подготовка керамической массы

Важными этапами в производстве керамики являются хранение и обогащение сырья. Заводы, выпускающие керамические изделия, нередко находятся в непосредственной близости от разрабатываемых месторождений.

Если расстояние от места добычи глины для керамических изделий до склада исходного сырья невелико, для его доставки используются ленточные конвейеры с узкими лентами, от 90 до 120 см шириной. Это самый дешевый и удобный способ транспортировки, позволяющий полностью автоматизировать процесс и сделать его непрерывным.

Если склад находится на внушительном расстоянии от места разработки глины, то сырье для производства керамики доставляется транспортом по рельсам в саморазгружающихся вагонах. Из вагона сырье попадает по специальным откосам в приемную траншею, а затем грейферным мостовым краном грузится в специальные отсеки, которые располагаются вдоль стен склада.

Все виды сырья для керамики, поступающие на склад, обязательно проходят проверку в заводских физико-химических лабораториях. Каждой партии материалов присваивается соответствующий номер, который вместе с сортом глины и временем ее поступления указывается на бирке, сопровождающей сырье. На складах ведутся специальные журналы учета поступления и выдачи сырья.

Также на сайте:



Художественная керамика

Основа любого керамического изделия — глина — широко распространенная осадочная горная порода. При увлажнении глина становится вязкой. Высокая пластичность материала была замечена человеком еще в глубокой древности. Из глины лепили множество необходимых в быту предметов — главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.



Маховый круг

Важной ступенью в развитии гончарного круга стало присоединение к нему махового колеса, что позволило существенно увеличить скорость его вращения и сообщаемую инерцию. В такую конструкцию входили также вертикально вращающийся вал и подогнанные к нему подшипники.

В некоторых регионах долгое время основным материалом для этих деталей служили твердые породы дерева (например, дуб, самшит, тис, граб и др.), в других — камни.