Процесс восстановления
В основном этот процесс обработки глазурей заключается в том, что окиси металлов, введенные в глазурь для окраски ее, теряют свой кислород (полностью или частично) и получают вид мельчайших частиц металла, вплавленных в стекло. Введение этих окислов возможно также и не при приготовлении глазурей, а в виде паров, оседающих на поверхности глазури, где они и восстанавливаются.
Умышленное усиление процесса, протекающего обычно в каждом горне, достигается углеводородным газом, хлористоводородными газами или же комбинацией того или другого. Углеводородный газ получается разложением топлива при сильном накаливании без доступа воздуха.
Это тот же самый процесс, который называется сухой перегонкой дерева, когда получаются древесный спирт, уксусная эссенция, деготь и смолы. Смесь их всех в газообразном состоянии, а затем и их разложение до угарного газа дадут нужный результат. Хлористоводородный газ получается разложением при сильном нагревании различных хлористых солей металлов, например: хлористый натрий (поваренная соль), хлористый аммоний (нашатырь), хлористое олово, хлористое железо, хлористая медь и хлористый алюминий.
В самых грубых чертах процесс восстановления заключается в том, что углекислый (угарный) газ очень жадно вбирает в себя кислород и переходит в углекислоту (угарный газ + кислород = углекислый газ), а так как в горне в момент образования углекислого газа кислорода нет, то он отнимает его из окисей металлов, находящихся в глазурях, которые и переходят в металл.
То же самое явление получается и с водородом, который стремится соединиться с кислородом, чтобы обратиться вводу. Водород + кислород = вода. Роль хлористых солей заключается в том, что они при нагревании переходят в пары, увлекая с собой соли металлов, которые при охлаждении оседают на поверхности глазури, где и восстанавливаются в виде тончайшего слоя металла, отливающего радужными отблесками, как на раковинах или перламутре. Это явление называется ирризацией.
Также на сайте:
Краснофигурная роспись
Применялась голубая, розовая, красная, серая, желтая акварель. Использовалась при росписи ваз более позднего периода и глина желтовато-коричневых оттенков, иногда наносившаяся высоким рельефом. Применяли ее в основном при нанесении орнаментов, различных надписей, изображении предметов обихода, оружия и отдельных, небольших деталей. |
Смешивание с красителямиВыше нами указаны способы приготовления сырых, фриттованных и плавленых прозрачных глазурей и белых эмалей. Теперь мы опишем, как производится смешивание их с красителями для получения цветных глазурей и эмалей. Красителями могут служить: окиси красящих металлов, их соли (азотнокислая, сернокислая, хлористая и т. п.) и специально приготовляемые пигменты (красители). |