Пробы глазурей
Для взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять.
Чтобы не делать несколько раз мелких отвесов материалов и в особенности красителей, поступают так: на покрытие одной четвертой части плитки требуется 5—6 г сырой глазури, а так как на соседней плитке будет половина этой глазури с тем же процентом красителя, то завешивают глазури сразу в полтора раза больше.
Растирают глазурь вместе с красителем в сухом виде и после этого отнимают ту, которая должна идти на соседнюю пробу. К смеси глазури и красителя для второй пробы прибавляют равное количество прозрачной глазури. Таким образом, мы получаем глазурь с вдвое меньшим количеством красителя.
Пробы цветных эмалей делают точно так же. В том случае, когда нужно изменить количество красителя или добавить другой краситель, пробы довольно удобно делать на небольших плитках. Лучше всего пробы делать в двух экземплярах, один обжигается в муфеле, а другой в большом горне. Всегда будет возможность видеть влияние на цвет и плавкость глазури, огня большого горна.
Так как даже при наличии мелких разновесов иногда бывает довольно трудно отвесить нужное количество красителя, то поступают так: отвешивают возможно меньшее количество его, например, 0,5 г, высыпают на стекло, выравнивают шпахтелем в квадрат или длинную полоску и делят на равные части так, чтобы одна часть равнялась нужному количеству. Эту часть отодвигают шпахтелем, а остаток высыпают опять в банку. Метод этот за неимением мелких разновесов и точных весов вполне себя оправдывает.
Нормально и с положительными результатами работа с цветными глазурями и эмалями может идти только в том случае, когда в мастерской имеется человек, работающий не только вслепую, по чужим рецептам, но хорошо понимающий все процессы работы с технологической и химической стороны. Его можно подготовить его и в самой мастерской. Для подготовки такого мастера лучше всего брать в мастерскую ученика, который был бы грамотен и знаком хотя бы с общими сведениями но химии и физике.
Если ему не представится возможность получить более широкие познания от людей, знающих хорошо это дело, он, заинтересовавшись, всегда сможет расширить свои познания, читая специальную литературу по этому вопросу. В большой мастерской лучше всего, конечно, иметь хотя бы техника, который, работая с цветными глазурями, одновременно занимался бы этим предметом с учениками.
Также на сайте:
Значение обжига и сушкиОбжиг, один из самых ответственных этапов изготовления не только горшка, но и любой другой глиняной посуды. Во время обжига в глине происходят сложные процессы, сопровождающиеся удалением влаги, распадом одних и образованием других веществ. Только после него глина превращается в искусственный силикат, называемый керамикой. В результате она обретает прочность, твердость, не боится воздействия воды, огня и многих химических веществ. Но прежде чем попасть на обжиг, каждое глиняное изделие должно пройти подготовительную стадию, называемую сушкой. |
Третий обжигДекорирование производится по уже обожженному глазурованному покрытию. Краски расплавляются при последующем обжиге, который осуществляется при более низкой температуре. Таким образом, речь идет о декорировании при «малом огне». Эта техника распространилась в XVIII веке, когда начался поиск более разнообразной гаммы красок, так как при обжиге с высокой температурой многие оксиды разлагаются и исчезают. Этот способ сложился под влиянием китайского фарфора. Техника третьего обжига применяется при декорировании как терракоты, так и при работе с фарфором. |