Пробы глазурей



Для взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять.

Чтобы не делать несколько раз мелких отвесов материалов и в особенности красителей, поступают так: на покрытие одной четвертой части плитки требуется 5—6 г сырой глазури, а так как на соседней плитке будет половина этой глазури с тем же процентом красителя, то завешивают глазури сразу в полтора раза больше.

Растирают глазурь вместе с красителем в сухом виде и после этого отнимают ту, которая должна идти на соседнюю пробу. К смеси глазури и красителя для второй пробы прибавляют равное количество прозрачной глазури. Таким образом, мы получаем глазурь с вдвое меньшим количеством красителя.

Пробы цветных эмалей делают точно так же. В том случае, когда нужно изменить количество красителя или добавить другой краситель, пробы довольно удобно делать на небольших плитках. Лучше всего пробы делать в двух экземплярах, один обжигается в муфеле, а другой в большом горне. Всегда будет возможность видеть влияние на цвет и плавкость глазури, огня большого горна.

Так как даже при наличии мелких разновесов иногда бывает довольно трудно отвесить нужное количество красителя, то поступают так: отвешивают возможно меньшее количество его, например, 0,5 г, высыпают на стекло, выравнивают шпахтелем в квадрат или длинную полоску и делят на равные части так, чтобы одна часть равнялась нужному количеству. Эту часть отодвигают шпахтелем, а остаток высыпают опять в банку. Метод этот за неимением мелких разновесов и точных весов вполне себя оправдывает.

Нормально и с положительными результатами работа с цветными глазурями и эмалями может идти только в том случае, когда в мастерской имеется человек, работающий не только вслепую, по чужим рецептам, но хорошо понимающий все процессы работы с технологической и химической стороны. Его можно подготовить его и в самой мастерской. Для подготовки такого мастера лучше всего брать в мастерскую ученика, который был бы грамотен и знаком хотя бы с общими сведениями но химии и физике.

Если ему не представится возможность получить более широкие познания от людей, знающих хорошо это дело, он, заинтересовавшись, всегда сможет расширить свои познания, читая специальную литературу по этому вопросу. В большой мастерской лучше всего, конечно, иметь хотя бы техника, который, работая с цветными глазурями, одновременно занимался бы этим предметом с учениками.

Также на сайте:



Способы тиснения

Зародившиеся многие тысячелетия назад приемы декоративной отделки благополучно дожили до наших дней благодаря своей простоте и доступности. Глубину тиснения подчеркивают возникающие вокруг каждого углубления блики. Подобные приемы декорирования используются современными мастерами для отделки различных изделий. Простой, но выразительный орнамент на сосудах выполняется ограниченным количеством инструментов — трубочкой, заостренной палочкой и лопаткой. Под слоем зеленой поливы «муравы» поверхность переливается, словно полированный малахит.



Развитие гончарного круга

При ручной лепке сосудов подставку, на которой они стоят, необходимо время от времени поворачивать. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Вскоре он приметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более правильную форму. Но легкая подставка довольно быстро останавливалась после раскручивания, и, чтобы увеличить инерцию вращения, ее стали делать более массивной — из твердой древесины, обожженной глины и камня. Так, вероятно, появился ручной гончарный круг.