Пробы глазурей



Для взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять.

Чтобы не делать несколько раз мелких отвесов материалов и в особенности красителей, поступают так: на покрытие одной четвертой части плитки требуется 5—6 г сырой глазури, а так как на соседней плитке будет половина этой глазури с тем же процентом красителя, то завешивают глазури сразу в полтора раза больше.

Растирают глазурь вместе с красителем в сухом виде и после этого отнимают ту, которая должна идти на соседнюю пробу. К смеси глазури и красителя для второй пробы прибавляют равное количество прозрачной глазури. Таким образом, мы получаем глазурь с вдвое меньшим количеством красителя.

Пробы цветных эмалей делают точно так же. В том случае, когда нужно изменить количество красителя или добавить другой краситель, пробы довольно удобно делать на небольших плитках. Лучше всего пробы делать в двух экземплярах, один обжигается в муфеле, а другой в большом горне. Всегда будет возможность видеть влияние на цвет и плавкость глазури, огня большого горна.

Так как даже при наличии мелких разновесов иногда бывает довольно трудно отвесить нужное количество красителя, то поступают так: отвешивают возможно меньшее количество его, например, 0,5 г, высыпают на стекло, выравнивают шпахтелем в квадрат или длинную полоску и делят на равные части так, чтобы одна часть равнялась нужному количеству. Эту часть отодвигают шпахтелем, а остаток высыпают опять в банку. Метод этот за неимением мелких разновесов и точных весов вполне себя оправдывает.

Нормально и с положительными результатами работа с цветными глазурями и эмалями может идти только в том случае, когда в мастерской имеется человек, работающий не только вслепую, по чужим рецептам, но хорошо понимающий все процессы работы с технологической и химической стороны. Его можно подготовить его и в самой мастерской. Для подготовки такого мастера лучше всего брать в мастерскую ученика, который был бы грамотен и знаком хотя бы с общими сведениями но химии и физике.

Если ему не представится возможность получить более широкие познания от людей, знающих хорошо это дело, он, заинтересовавшись, всегда сможет расширить свои познания, читая специальную литературу по этому вопросу. В большой мастерской лучше всего, конечно, иметь хотя бы техника, который, работая с цветными глазурями, одновременно занимался бы этим предметом с учениками.

Также на сайте:



Порядок формовки на кругу

Формовка ведется в следующем порядке. Сильным броском рабочий помещает «колобок» глины в центр верхнего круга и пускает станок. «Колобок», помещенный - точно в центр круга станка, при быстром вращении круга кажется неподвижным. «Колобок», установленный неточно, при быстром вращении круга кажется «бегающим» по нему. В этом случае «колобок» нужно немедленно снять и установить точно в центре круга.



Плавни-щелочи

Описываемые ниже сода, поташ, калиевая и натриевая селитры относятся к группе плавней—щелочей. От их присутствия значительно возрастает сила окраски, яркость и частота тонов цветных глазурей. Сода - есть углекислая соль окиси натрия. Не путать с питьевой содой, которой надо брать в полтора раза больше. Обыкновенно вводится она в глазурь кристаллической (водной) или кальцинированной (безводной). Вместо 2 ч. кристаллической берут 1 ч. кальцинированной.