Применяемые красители



Яркость полученных глазурей при этой технике совершенно не зависит от количества введенных в глазурь окислов. Сильно окрашенные глазури восстанавливаются хуже. Восстановление идет тем энергичнее, чем мельче раздроблены и равномернее распределены в глазури частицы красителя. Если будем рассматривать глазури в период их расплавления как некоторую жидкость, то красители в ней будут находиться как бы в растворе и в очень раздробленном состоянии. Если же красителя будет много, то его частицы, слипаясь, станут крупнее и восстанавливаться будут хуже.

Характеризовать, даже приблизительно, цвет, получаемый при восстановлении от какого-либо металла, - совершенно бесплодная попытка, так как восстановительная техника обладает способностью непрерывно варьировать в цветах и оттенках.

В этих случаях очень большую роль играют: количество топлива, образующего газы, степень расплавленности глазури в момент обмуровки и степень способности поглощения газов стенками печи, место изделия в печи и еще масса самых разнообразных причин, которые очень трудно учесть.

Как пример, назовем цвета, получаемые от окраски глазурей медью; она даст: бледные серо-зеленые, зелено-золотистые, фиолетовые, красные, красно-золотистые, цвет блестящей меди, серовато-черные и черные цвета. Но тем, что трудно заранее предугадать получаемые оттенки, смущаться не следует, ибо все-таки действие газа довольно постоянно и очень редко могут оказаться неприемлемые цвета.

В целом же можно только характеризовать влияние серебра, которое всегда дает желтые эмалеподобные цвета. Собственно этими двумя красителями и ограничиваются основные хорошо восстанавливающиеся металлы. Другие играют весьма незначительную роль, не давая ярко выраженных характерных оттенков, а только или изменяют оттенки меди и серебра или, почти не восстанавливаясь сами, своей окраской оживляют однообразие цветов меди и серебра. Количество вводимых в глазурь металлов при восстановлении колеблется от 0,1 до 2%, но может снижаться до 0,05%.

Больше чем 2% количество окиси меди трудно восстанавливается, а если и удастся восстановить, то получается грубая красная медь, похожая на вычищенный пятачек, но лучшего оттенка.

При увеличении серебра свыше 2% глазурь очень быстро разрушается, теряет стеклообразную структуру и почти не восстанавливается, а только окрашивает глазурь в светло-желтый цвет без отблесков.

Из других металлов красителей для восстановления применяют:
Соли кобальта – не более 2%
Соли урана - не более 1%
Соли никеля – не более 1%
Соли марганца - не более 0,5%
Соли олова - не более 1%
Соли золота - не более 0,01%
Пинк - не более 2%

Железо, сурьма и хром дают очень грубую графитообразную поверхность. Другие металлы или совсем не дают окраски или дают окраску слишком ничтожную.

Как уже было указано, окислы тем энергичнее действуют, чем они мельче расщеплены и чем лучше распределены в глазури. Для этого особенно рекомендуется применять растворы, в которых краситель до нанесения на черепок следует перевести в нерастворимое состояние, т. е. в окись металла.

Лучше всего брать соли таких видов:
Для меди - медный купорос и осадить фосфорнокислым натрием с небольшой добавкой соды.
Для серебра - ляпис (азотнокислое серебро), осадить соляной кислотой.
Для кобальта - сернокислый кобальт (кобальтовый купорос) осадить содой.
Для урана - азотнокислый уран, осадить содой.
Для никеля - сернокислый никель (никелевый купорос), осадить содой.
Для марганца - марганцевокислый калий, осадить раствором сахарного песка.
Хлористое олово вводится нерастворенным целыми кристаллами, лишь слегка размельченными. Для золота - хлористое золото, осадить хлорным оловом.

Все перечисленные материалы можно употреблять как отдельно, так и в смеси друг с другом. При этом необходимо отметить, что из всех материалов особенно энергично действует серебро. Введенное даже в половинном размере, оно пересиливает, уничтожал полную иллюзию золота, которая получается от сочетания в глазури 0,5% меди и 0,1°/о серебра.

Также на сайте:



Гончарство в литературе

Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной.



Роспись ангобами

Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны. Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску.