Применяемые красители



Яркость полученных глазурей при этой технике совершенно не зависит от количества введенных в глазурь окислов. Сильно окрашенные глазури восстанавливаются хуже. Восстановление идет тем энергичнее, чем мельче раздроблены и равномернее распределены в глазури частицы красителя. Если будем рассматривать глазури в период их расплавления как некоторую жидкость, то красители в ней будут находиться как бы в растворе и в очень раздробленном состоянии. Если же красителя будет много, то его частицы, слипаясь, станут крупнее и восстанавливаться будут хуже.

Характеризовать, даже приблизительно, цвет, получаемый при восстановлении от какого-либо металла, - совершенно бесплодная попытка, так как восстановительная техника обладает способностью непрерывно варьировать в цветах и оттенках.

В этих случаях очень большую роль играют: количество топлива, образующего газы, степень расплавленности глазури в момент обмуровки и степень способности поглощения газов стенками печи, место изделия в печи и еще масса самых разнообразных причин, которые очень трудно учесть.

Как пример, назовем цвета, получаемые от окраски глазурей медью; она даст: бледные серо-зеленые, зелено-золотистые, фиолетовые, красные, красно-золотистые, цвет блестящей меди, серовато-черные и черные цвета. Но тем, что трудно заранее предугадать получаемые оттенки, смущаться не следует, ибо все-таки действие газа довольно постоянно и очень редко могут оказаться неприемлемые цвета.

В целом же можно только характеризовать влияние серебра, которое всегда дает желтые эмалеподобные цвета. Собственно этими двумя красителями и ограничиваются основные хорошо восстанавливающиеся металлы. Другие играют весьма незначительную роль, не давая ярко выраженных характерных оттенков, а только или изменяют оттенки меди и серебра или, почти не восстанавливаясь сами, своей окраской оживляют однообразие цветов меди и серебра. Количество вводимых в глазурь металлов при восстановлении колеблется от 0,1 до 2%, но может снижаться до 0,05%.

Больше чем 2% количество окиси меди трудно восстанавливается, а если и удастся восстановить, то получается грубая красная медь, похожая на вычищенный пятачек, но лучшего оттенка.

При увеличении серебра свыше 2% глазурь очень быстро разрушается, теряет стеклообразную структуру и почти не восстанавливается, а только окрашивает глазурь в светло-желтый цвет без отблесков.

Из других металлов красителей для восстановления применяют:
Соли кобальта – не более 2%
Соли урана - не более 1%
Соли никеля – не более 1%
Соли марганца - не более 0,5%
Соли олова - не более 1%
Соли золота - не более 0,01%
Пинк - не более 2%

Железо, сурьма и хром дают очень грубую графитообразную поверхность. Другие металлы или совсем не дают окраски или дают окраску слишком ничтожную.

Как уже было указано, окислы тем энергичнее действуют, чем они мельче расщеплены и чем лучше распределены в глазури. Для этого особенно рекомендуется применять растворы, в которых краситель до нанесения на черепок следует перевести в нерастворимое состояние, т. е. в окись металла.

Лучше всего брать соли таких видов:
Для меди - медный купорос и осадить фосфорнокислым натрием с небольшой добавкой соды.
Для серебра - ляпис (азотнокислое серебро), осадить соляной кислотой.
Для кобальта - сернокислый кобальт (кобальтовый купорос) осадить содой.
Для урана - азотнокислый уран, осадить содой.
Для никеля - сернокислый никель (никелевый купорос), осадить содой.
Для марганца - марганцевокислый калий, осадить раствором сахарного песка.
Хлористое олово вводится нерастворенным целыми кристаллами, лишь слегка размельченными. Для золота - хлористое золото, осадить хлорным оловом.

Все перечисленные материалы можно употреблять как отдельно, так и в смеси друг с другом. При этом необходимо отметить, что из всех материалов особенно энергично действует серебро. Введенное даже в половинном размере, оно пересиливает, уничтожал полную иллюзию золота, которая получается от сочетания в глазури 0,5% меди и 0,1°/о серебра.

Также на сайте:



Керамика в Средневековье

Среди средневековых гончарных центров Евразии, кроме стран Дальнего Востока, особенно выделяются Турция, Иран (в то время Персия), Кавказ и Средняя Азия. Представители разных стран долгое время безуспешно пытались узнать секреты технологии фарфора.

Лишь в начале I тыс. н. э. гончары Турции и Ирана изобрели производство майолики — посуды и изделий, украшенных цветными составами в виде растительных орнаментов и покрытых глазурью.



Сушка керамики

Следующим этапом после формовки в гончарном производстве является сушка сформованного керамического изделия. Она необходима для придания керамике механической прочности и подготовки его к последующим технологическим операциям. В зависимости от способа формования в свежем сконструированном виде керамика может содержать от 20 до 30% влаги.

Во время сушки керамики влага постепенно удаляется, и за счет этого в керамическом изделии происходит процесс уплотнения, или усадки.