Печи для восстановительных глазурей



Какими печами лучше пользоваться для достижения наибольших эффектов при обжиге глазурей в восстановительной атмосфере? При окислительном обжиге во избежание неудач, неожиданностей целесообразно рекомендовать первое время вести обжиг цветных глазурей в муфелях, особенно для малоопытных работников, хотя большинство глазурей лучше выходит в горнах (в муфелях глазури не так блестящи, имеют меньше игры и приближаются к масляным краскам).

При восстановительной технике муфель ни в коем случае рекомендовать нельзя, несмотря на указания в литературе, рекомендующие именно муфеля. Дело в том, что муфельная коробка, благодаря расширению при нагревании и усадке при охлаждении (при нагревании почти всегда неравномерном) очень быстро дает трещины: обмазка этих трещин изнутри до обжига никогда не достигает цели, а только способствует их увеличению, препятствуя частям при остывании плотно садиться на свое место.

Для муфелей составных из полистового или пазового кирпича такое замечание еще более справедливо. Поэтому, зарядив муфель газами, совершенно невозможно следить за трещинами и своевременно снаружи их замазать; приходится предоставлять газам уходить в трубу или же в мастерскую, отравляя рабочих, но не заставлять их работать по назначению. Таким образом, работа в муфеле сводится к работе на авось: „сколько-то газа может быть останется и повлияет на глазури..."

Другое дело в горне. Там мы имеем массивную стенку, стянутую связями,—нетрудно следить снаружи за прорывами газа и своевременно замазывать щели. Необходимо только при постройке горна предусмотреть такое устройство баранчиков, закрывающих трубу, чтобы было возможно после их задвижки замазать пазы, т. е. над ними должно быть отверстие, в которое свободно могла бы входить рука. Это отверстие при обжиге закладывается кирпичом без промазки.

Кроме того, надо отметить, что стенки муфелей никогда не могут быть внутри так хорошо прожжены и их поры закрыты, как в горне, где лижущее пламя быстро оплавляет камеру. Пористые стенки муфелей сильно впитывают в себя газы, которые теряются напрасно, а это очень часто служит причиной сухости поверхности глазури. Практикующаяся глазуровка стенок часто не достигает цели, так как подгонка к шамотному черепку глазури очень трудна и глазурь часто отстает слоями. Кроме того неглазурованные стенки припаивают к себе рейки, лещедки, при откалывании которых муфель портится окончательно.

С чисто экономической точки зрения надо сказать, что использование тепла топлива в муфеле значительно меньше, чем в горне, так как в муфеле много топлива тратится совершенно непроизводительно; муфель (дровяной) поглощает дров в 4 раза больше горна при той же полезной кубатуре камеры, особенно при температуре свыше 750°.

Необходимость оставлять в муфеле большое пространство для заброски топлива в момент восстановления и пользование особенно длинными рейками для перекрытия этого пространства также является крайне неэкономичным и нерациональным. Никаких аргументов за пользование муфелем нет, кроме случайно сложившейся традиции.

Также на сайте:



Способы отделки ангобами

Наиболее распространены следующие способы декоративной отделки ангобами: пастилаж, фляндровка и «мраморизация».

Пастилаж

В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой.

Фляндровка



Техника раку

Западный мир относительно недавно познакомился с техникой раку, зародившейся в Японии. Получаемый декоративный эффект и своеобразие самого производственного процесса, при котором изделие в раскаленном виде вынимается из печи, существенно отличают эту технику от классического способа производства керамики.

Техника раку, что буквально означает наслаждение, радость жизни, зародилась под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм.