Пары олова и алюминия



Чтобы совершенно не изменять цвета глазурей, применяют хлористое олово в смеси с хлористым алюминием в каких угодно пропорциях. Олово дает на глазурях легкий беловатый налет (дымку). Для экономии можно добавлять и хлористое железо. Восстановление углекислыми и хлористоводородными газами. Наконец, если надо получить очень сильные эффекты блестящего кричащего металла разных оттенков, не достижимых никакой другой техникой (в живописи, в ювелирном деле и т. п.), применяют оба описанных приема восстановления вместе.

К нормальной глазури, добавляют 5-10% борной кислоты или буры, а восстановление ведут одновременно и углеводородом и хлороводородом, с медью и серебром.

Иначе говоря, одновременно забрасывают и дрова, и патроны с нашатырем, медью и серебром. В зависимости от количества меди и серебра получаются или более красные (от меди) или более желтые (от серебра) тона. Можно получать и разные оттенки различных местах горна, бросая туда (через смотровые окна) патроны с преобладанием нужного металла.

Для оживления поверхности и получения различных оттенков. , на одной вещи и для большей игры красок на глазурях очень полезно отдельные места натирать очень легким слоем углекислого серебра, осажденного содой из ляписа, хорошо высушенного и разведенного на скипидаре с терпентином. Накладывать, эту смесь лучше кожаным тампоном, так как мазки кистью после восстановления получаются очень резкими полосами.

Если трудно получить ляпис, для этой цели молено растворить в азотной кислоте, слегка подогревал, серебряную монету, а затем осадить содой. Примеси меди и друг, металлов в данном случае не вредят цвету.

При восстановлении хлористыми парами и комбинированным способом непременно надо употреблять тугоплавкие глазури и эмали. Борные легкоплавкие глазури, приведенные в начале этой части, не годятся, так как пары в, них тонут, они получаются матовые, грязные, не давая резких металлизированных поверхностей.

Пользуясь уже готовыми, оглазурованными вещами, на них можно наносить узор, рисунок серебром. Для этого в крепкий раствор ляписа насыпают мела или охры и такой краской рисуют кистью. Обжигают и восстанавливают очень слабо до 550—600°, а затем мел или охру стирают, под ними получится золотисто-желтый рисунок. Если в ляпис добавлять азотнокислой меди (в количестве большем ляписа), то получатся красноватые оттенки. Вероятно, так делались мавританские майолики в средние века.

Кроме тех случаев, когда перламутровые отблески получены сознательно, посредством указанной выше техники, следует указать, что во всех глазурях, где песку меньше 25% по весу и особенно, когда сурика больше 75%, с течением времени, под влиянием влаги, воздуха и сырости на глазурях получается перламутровый налет. Строго говоря, это происходит тогда, когда глазурь составлена неправильно, остаются свободными окислы металлов, т. е. не хватает песку, чтобы соединиться с ним в прочный химический стеклообразный сплав.

В заключение необходимо указать, что впервые в России эта техника была применена в конце 90-х годов 19 века и разработана в части восстановления углеводородом Е. В. Монаховым, старшим Мастером керамической мастерской Строгановского училища, а в, части работы хлористыми солями в мастерской „Абрамцево" мастером П. К. Ваулиным и инженером Портен.

Также на сайте:



Эмали без заглушения

Для получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури.

Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например:

Борная кислота - 50,0



Отощающие добавки

При изготовлении крупных изделий в жирную глину вводят так называемые отощающие добавки, которые способствуют уменьшению усадки при сушке и обжиге, предотвращая тем самым появление на изделии трещин и коробление. Еще в древности при изготовлении больших сосудов, предназначенных для хранения продуктов, в глиняное тесто добавлялась дресва — крупный песок, получаемый дроблением камня-песчаника. Но самым распространенным отощающим материалом всегда был мелкий песок.