Осаждение паров меди



Из хлористых солей наиболее употребляемой является нашатырь (хлористый аммоний). В него подмешивают соли меди (нежелательно купорос, дающий много серы), лучше углекислую медь или еще лучше, но она очень дорогая, хлористую медь, кристаллизованную с водой. Меди по отношению к нашатырю вводят 15—20%. Количество солей приблизительно от 200 до 400 г. на 1 куб. м. Хорошо также добавлять в патроны хлористое серебро (ляпис, осажденный соляной кислотой).

Нашатырь можно заменить поваренной солью, но она дает более грубые результаты — более темную, не столь блестящую окраску и меньше радужной игры.

При наличии кристаллической хлористой меди можно пользоваться ею одной без нашатыря и соли, в таком случае достаточно части заряда, т. е. 100—150 г на 1 м3 и также очень полезно в нее добавлять хлористое серебро.

В зависимости от глазурей и эмалей, на которые производится осаждение, а также и красителя, который был в них введен, такое восстановление дает разные тона, так, например: на кобальтовых - серебристо-стальной, на медных – тёмно-красные, на марганцевых - желтые золотые, на никелевых - стальные теплые, на белой эмали - красные и розовые.

Не принимают паров: железные глазури, хромовые глазури, сурьмяные глазури.

Кроме цвета этим способом достигается и своеобразная обработка поверхности глазури. Если восстановление ведется на свежих глазурях или же до температуры их полного расплавления, то поверхность при сильном насыщении парами получается слегка шагреневая. Если покрытые эмалью изделия обжигаются вторично, а температура поднимается до их полного расплавления, то в эмалях получается цек, по краям цека эмаль поднимается и имеет вид как бы составленной из мелких сковородок. На глазурях при сильном насыщении парами образуется обратное явление - подъем в центрах, напоминающий подушки.

Регулировать величину цека можно введением в массу (черепок) шаммота, т. е. увеличение количества глины. От степени увлажнения водой увеличиваются синеватые отблески.

При применении исключительно хлористых солей дхя восстановления, получается легкая пленка, через которую просвечивает глазурь. Главное их назначение давать переливы, как перламутр или нефть на воде или на мыльных пузырях, но все же медь и серебро бронзируют изделия, частично скрадывая цвет глазури и эмали, лежащей под ним.

Также на сайте:



Формовка керамики

Перед тем как приступать к формовке керамического изделия, необходимо не только представлять себе его будущую форму, но желательно сделать его эскизный рисунок. Даже опытные гончары перед началом работы делают предварительные карандашные наброски. Для этих целей неплохо завести альбом или папку с рисунками.

Со временем накопится целое собрание различных идей и проектов, которые в дальнейшем вы сможете реализовать в глине. Делать предварительные рисунки следует даже в том случае, если нет особого умения рисовать.



История гончарного круга

Рассказывая о гончарстве, невозможно обойти вниманием один из важнейших его инструментов — гончарный круг. Это нехитрое устройство было изобретено около 7 тысяч лет назад, с того времени практически не менялось. Внешний дизайн, материалы, из которых выполнены его детали, конечно, со временем модифицировались, но основной принцип действия остался прежним.

Первые ручные круги появились в Древней Месопотамии в долине Тигра и Евфрата у шумеров в IV тысячелетии до нашей эры. Приблизительно в это же время он начал применяться, очевидно, в Иране и Индии.