Осаждение паров меди



Из хлористых солей наиболее употребляемой является нашатырь (хлористый аммоний). В него подмешивают соли меди (нежелательно купорос, дающий много серы), лучше углекислую медь или еще лучше, но она очень дорогая, хлористую медь, кристаллизованную с водой. Меди по отношению к нашатырю вводят 15—20%. Количество солей приблизительно от 200 до 400 г. на 1 куб. м. Хорошо также добавлять в патроны хлористое серебро (ляпис, осажденный соляной кислотой).

Нашатырь можно заменить поваренной солью, но она дает более грубые результаты — более темную, не столь блестящую окраску и меньше радужной игры.

При наличии кристаллической хлористой меди можно пользоваться ею одной без нашатыря и соли, в таком случае достаточно части заряда, т. е. 100—150 г на 1 м3 и также очень полезно в нее добавлять хлористое серебро.

В зависимости от глазурей и эмалей, на которые производится осаждение, а также и красителя, который был в них введен, такое восстановление дает разные тона, так, например: на кобальтовых - серебристо-стальной, на медных – тёмно-красные, на марганцевых - желтые золотые, на никелевых - стальные теплые, на белой эмали - красные и розовые.

Не принимают паров: железные глазури, хромовые глазури, сурьмяные глазури.

Кроме цвета этим способом достигается и своеобразная обработка поверхности глазури. Если восстановление ведется на свежих глазурях или же до температуры их полного расплавления, то поверхность при сильном насыщении парами получается слегка шагреневая. Если покрытые эмалью изделия обжигаются вторично, а температура поднимается до их полного расплавления, то в эмалях получается цек, по краям цека эмаль поднимается и имеет вид как бы составленной из мелких сковородок. На глазурях при сильном насыщении парами образуется обратное явление - подъем в центрах, напоминающий подушки.

Регулировать величину цека можно введением в массу (черепок) шаммота, т. е. увеличение количества глины. От степени увлажнения водой увеличиваются синеватые отблески.

При применении исключительно хлористых солей дхя восстановления, получается легкая пленка, через которую просвечивает глазурь. Главное их назначение давать переливы, как перламутр или нефть на воде или на мыльных пузырях, но все же медь и серебро бронзируют изделия, частично скрадывая цвет глазури и эмали, лежащей под ним.

Также на сайте:



Пробы глазурей

Для взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять.



Снижение температуры плавления

Сурик свинцовый и свинцовый глет значительно понижают температуру плавления глазури и способствуют получению особо ярких цветов. Сурик - порошок яркого оранжево-красного цвета, а глет - серо-зеленого. Когда не представляется возможным приобрести сурик или глет нефальсифицированный, можно наладить приготовление их в самом производстве, для чего используется различный лом свинца.