Осаждение паров меди



Из хлористых солей наиболее употребляемой является нашатырь (хлористый аммоний). В него подмешивают соли меди (нежелательно купорос, дающий много серы), лучше углекислую медь или еще лучше, но она очень дорогая, хлористую медь, кристаллизованную с водой. Меди по отношению к нашатырю вводят 15—20%. Количество солей приблизительно от 200 до 400 г. на 1 куб. м. Хорошо также добавлять в патроны хлористое серебро (ляпис, осажденный соляной кислотой).

Нашатырь можно заменить поваренной солью, но она дает более грубые результаты — более темную, не столь блестящую окраску и меньше радужной игры.

При наличии кристаллической хлористой меди можно пользоваться ею одной без нашатыря и соли, в таком случае достаточно части заряда, т. е. 100—150 г на 1 м3 и также очень полезно в нее добавлять хлористое серебро.

В зависимости от глазурей и эмалей, на которые производится осаждение, а также и красителя, который был в них введен, такое восстановление дает разные тона, так, например: на кобальтовых - серебристо-стальной, на медных – тёмно-красные, на марганцевых - желтые золотые, на никелевых - стальные теплые, на белой эмали - красные и розовые.

Не принимают паров: железные глазури, хромовые глазури, сурьмяные глазури.

Кроме цвета этим способом достигается и своеобразная обработка поверхности глазури. Если восстановление ведется на свежих глазурях или же до температуры их полного расплавления, то поверхность при сильном насыщении парами получается слегка шагреневая. Если покрытые эмалью изделия обжигаются вторично, а температура поднимается до их полного расплавления, то в эмалях получается цек, по краям цека эмаль поднимается и имеет вид как бы составленной из мелких сковородок. На глазурях при сильном насыщении парами образуется обратное явление - подъем в центрах, напоминающий подушки.

Регулировать величину цека можно введением в массу (черепок) шаммота, т. е. увеличение количества глины. От степени увлажнения водой увеличиваются синеватые отблески.

При применении исключительно хлористых солей дхя восстановления, получается легкая пленка, через которую просвечивает глазурь. Главное их назначение давать переливы, как перламутр или нефть на воде или на мыльных пузырях, но все же медь и серебро бронзируют изделия, частично скрадывая цвет глазури и эмали, лежащей под ним.

Также на сайте:



Эмали без заглушения

Для получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури.

Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например:

Борная кислота - 50,0



Плавни-щелочи

Описываемые ниже сода, поташ, калиевая и натриевая селитры относятся к группе плавней—щелочей. От их присутствия значительно возрастает сила окраски, яркость и частота тонов цветных глазурей. Сода - есть углекислая соль окиси натрия. Не путать с питьевой содой, которой надо брать в полтора раза больше. Обыкновенно вводится она в глазурь кристаллической (водной) или кальцинированной (безводной). Вместо 2 ч. кристаллической берут 1 ч. кальцинированной.