Глазури восстановительного огня



В керамическом производстве при обжиге изделий принято различать два характера огня: окислительный и восстановительный. Окислительный огонь (окислительная атмосфера) большую роль он играет при получении цветных майоликовых глазурей. Разберем теперь немного детальнее, что такое восстановительный огонь.

Напомним, что при работе с глазурями во время обжига изделий, в особенности в первый период, когда печь и изделия недостаточно нагреты, а также и в конце обжига при быстром поднимании температуры, в пламени (горящих газах) получается много продуктов неполного сгорания топлива, там образуются: копоть (мелкий уголь), пары дегтя, смол, уксусная кислота, угарный газ и т. д.

Такое пламя, соприкасаясь с поверхностью глазури, отнимает от окисей металлов часть кислорода, переводя их тем самым в закиси металлов или прямо в металл, изменяя их цвет.

Кроме того, сажа, осаждаясь на поверхность полужидкой глазури, может в ней утонуть, отчего глазурь примет черную окраску. Восстановительный характер пламени мы всегда имеем в горне в первый момент, когда подбрасываем свежее топливо, но затем при свободном доступе воздуха пламя становится снова окислительным, в нем сгорает вся сажа и вновь окисляются металлы. Следовательно, при обжиге цветных глазурей очень важно соблюдать преобладание окислительного огня, особенно в тот момент, когда глазури начали плавиться. Заканчивать такой обжиг нужно в окислительной атмосфере.

Трудностью управления огнем и вызваны два типа печей — горны и муфеля. Для техники цветных майоликовых глазурей, восстановительная атмосфера является неизбежным злом, с которым малоопытному работнику приходится бороться при помощи муфеля. В этом разделе рассказано как научиться хорошо управлять огнем, чтобы получить красивые глазури, с сероватыми полупотушенными цветами, или же глазури в высшей степени яркие, металлоподобные, блестящие, с переливами па поверхности цветов, подобных перламутру.

Также на сайте:



Подготовка гончарного стола

Подготовка гончарного столаПрежде чем начинать непосредственную обработку глины и формовку из нее различных изделий, необходимо соответственным образом подготовить рабочее место и инструменты. Одним из основных элементов рабочего места гончара является стол для гончарных трудов.

Гончарный стол должен быть достаточно тяжелым по весу. Опыт мастеров показывает, что попытки прикрепить к стенам или полу обычные столы не позволяют получить удовлетворительные результаты.



Формовка полого тела

Формовка полого телаПосле изготовления начина гончар приступал к формовке его стенок. Именно этот процесс и получил название формовки полого тела. Она могла выполняться разными способами: выдавливанием, наращиванием и вытягиванием на гончарном круге. В древности до изобретения гончарного круга применялся исключительно ручной способ.

При таком способе набор инструментов был минимальным: несколько гладких камушков разных размеров, деревянные колотушки, приспособление типа ложки, тряпка и емкость с водой для смачивания рук и глины в процессе лепки.