Глазури восстановительного огня



В керамическом производстве при обжиге изделий принято различать два характера огня: окислительный и восстановительный. Окислительный огонь (окислительная атмосфера) большую роль он играет при получении цветных майоликовых глазурей. Разберем теперь немного детальнее, что такое восстановительный огонь.

Напомним, что при работе с глазурями во время обжига изделий, в особенности в первый период, когда печь и изделия недостаточно нагреты, а также и в конце обжига при быстром поднимании температуры, в пламени (горящих газах) получается много продуктов неполного сгорания топлива, там образуются: копоть (мелкий уголь), пары дегтя, смол, уксусная кислота, угарный газ и т. д.

Такое пламя, соприкасаясь с поверхностью глазури, отнимает от окисей металлов часть кислорода, переводя их тем самым в закиси металлов или прямо в металл, изменяя их цвет.

Кроме того, сажа, осаждаясь на поверхность полужидкой глазури, может в ней утонуть, отчего глазурь примет черную окраску. Восстановительный характер пламени мы всегда имеем в горне в первый момент, когда подбрасываем свежее топливо, но затем при свободном доступе воздуха пламя становится снова окислительным, в нем сгорает вся сажа и вновь окисляются металлы. Следовательно, при обжиге цветных глазурей очень важно соблюдать преобладание окислительного огня, особенно в тот момент, когда глазури начали плавиться. Заканчивать такой обжиг нужно в окислительной атмосфере.

Трудностью управления огнем и вызваны два типа печей — горны и муфеля. Для техники цветных майоликовых глазурей, восстановительная атмосфера является неизбежным злом, с которым малоопытному работнику приходится бороться при помощи муфеля. В этом разделе рассказано как научиться хорошо управлять огнем, чтобы получить красивые глазури, с сероватыми полупотушенными цветами, или же глазури в высшей степени яркие, металлоподобные, блестящие, с переливами па поверхности цветов, подобных перламутру.

Также на сайте:



Фарфор для литья

Штампы для литья позволяют изготавливать из фарфора довольно крупные и разнообразные изделия, сохраняя при этом присущую ему тонкость. Пример изготовления такого изделия предлагает керамист Ацуза Фукумитсу. Заготовка из пластичной глины формуется на гончарном круге. Перед отливкой штампа изделие подвергается обжигу.



Потери веса глазури

Всякая глазурь при сплавлении теряет в весе. Это происходит от того, что из нее испаряется вода и улетучиваются некоторые вещества. Определить, какое количество глазури получится после варки, вполне возможно, пользуясь приведенной ниже таблицей. Практически установлено, что майоликовые глазури в зависимости от состава теряют в весе от 3 до 20%.