Глазури восстановительного огня



В керамическом производстве при обжиге изделий принято различать два характера огня: окислительный и восстановительный. Окислительный огонь (окислительная атмосфера) большую роль он играет при получении цветных майоликовых глазурей. Разберем теперь немного детальнее, что такое восстановительный огонь.

Напомним, что при работе с глазурями во время обжига изделий, в особенности в первый период, когда печь и изделия недостаточно нагреты, а также и в конце обжига при быстром поднимании температуры, в пламени (горящих газах) получается много продуктов неполного сгорания топлива, там образуются: копоть (мелкий уголь), пары дегтя, смол, уксусная кислота, угарный газ и т. д.

Такое пламя, соприкасаясь с поверхностью глазури, отнимает от окисей металлов часть кислорода, переводя их тем самым в закиси металлов или прямо в металл, изменяя их цвет.

Кроме того, сажа, осаждаясь на поверхность полужидкой глазури, может в ней утонуть, отчего глазурь примет черную окраску. Восстановительный характер пламени мы всегда имеем в горне в первый момент, когда подбрасываем свежее топливо, но затем при свободном доступе воздуха пламя становится снова окислительным, в нем сгорает вся сажа и вновь окисляются металлы. Следовательно, при обжиге цветных глазурей очень важно соблюдать преобладание окислительного огня, особенно в тот момент, когда глазури начали плавиться. Заканчивать такой обжиг нужно в окислительной атмосфере.

Трудностью управления огнем и вызваны два типа печей — горны и муфеля. Для техники цветных майоликовых глазурей, восстановительная атмосфера является неизбежным злом, с которым малоопытному работнику приходится бороться при помощи муфеля. В этом разделе рассказано как научиться хорошо управлять огнем, чтобы получить красивые глазури, с сероватыми полупотушенными цветами, или же глазури в высшей степени яркие, металлоподобные, блестящие, с переливами па поверхности цветов, подобных перламутру.

Также на сайте:



Работа с цветными глазурями

Так как приготовление, нанесение на черепок и обжиг цветных глазурей и эмалей являются отраслями отдельных работ в майоликовой мастерской, то вся работа с ними может быть поручена специально одному или двум человекам и частично разделена между мастерами, выполняющими другие работы. Весь процесс работы с цветными глазурями и эмалями можно разделить на следующие этапы:

- приготовление, завешивание и смешивание материалов;
- фриттование и сплавление;
- размол и смешивание с красителями;
- нанесение на черепок и обжиги.



Усушка глины

При сушке изделий, сформованных из глины, вода, заполняющая пространство между частицами глины, испаряется. Вследствие этого частицы глины сближаются, объем ее уменьшается, происходит так называемая усушка, или воздушная усадка.

Вода, удаляемая из глины при сушке, называется водой усушки. Процесс усушки глины заканчивается после длительного нагрева ее при температуре до 110°. При таком нагреве из глины, как известно, удаляется только гигроскопическая вода.