Глазури восстановительного огня



В керамическом производстве при обжиге изделий принято различать два характера огня: окислительный и восстановительный. Окислительный огонь (окислительная атмосфера) большую роль он играет при получении цветных майоликовых глазурей. Разберем теперь немного детальнее, что такое восстановительный огонь.

Напомним, что при работе с глазурями во время обжига изделий, в особенности в первый период, когда печь и изделия недостаточно нагреты, а также и в конце обжига при быстром поднимании температуры, в пламени (горящих газах) получается много продуктов неполного сгорания топлива, там образуются: копоть (мелкий уголь), пары дегтя, смол, уксусная кислота, угарный газ и т. д.

Такое пламя, соприкасаясь с поверхностью глазури, отнимает от окисей металлов часть кислорода, переводя их тем самым в закиси металлов или прямо в металл, изменяя их цвет.

Кроме того, сажа, осаждаясь на поверхность полужидкой глазури, может в ней утонуть, отчего глазурь примет черную окраску. Восстановительный характер пламени мы всегда имеем в горне в первый момент, когда подбрасываем свежее топливо, но затем при свободном доступе воздуха пламя становится снова окислительным, в нем сгорает вся сажа и вновь окисляются металлы. Следовательно, при обжиге цветных глазурей очень важно соблюдать преобладание окислительного огня, особенно в тот момент, когда глазури начали плавиться. Заканчивать такой обжиг нужно в окислительной атмосфере.

Трудностью управления огнем и вызваны два типа печей — горны и муфеля. Для техники цветных майоликовых глазурей, восстановительная атмосфера является неизбежным злом, с которым малоопытному работнику приходится бороться при помощи муфеля. В этом разделе рассказано как научиться хорошо управлять огнем, чтобы получить красивые глазури, с сероватыми полупотушенными цветами, или же глазури в высшей степени яркие, металлоподобные, блестящие, с переливами па поверхности цветов, подобных перламутру.

Также на сайте:



Постройка печи

Постройка собственной печи требует больших знаний и ответственности от гончара: поиск материалов, подготовка составляющих частей, предварительные расчеты температуры и, наконец, трепетный момент первого зажигания.

Печь на опилках



Третий обжиг

Декорирование производится по уже обожженному глазурованному покрытию. Краски расплавляются при последующем обжиге, который осуществляется при более низкой температуре. Таким образом, речь идет о декорировании при «малом огне». Эта техника распространилась в XVIII веке, когда начался поиск более разнообразной гаммы красок, так как при обжиге с высокой температурой многие оксиды разлагаются и исчезают.

Этот способ сложился под влиянием китайского фарфора. Техника третьего обжига применяется при декорировании как терракоты, так и при работе с фарфором.