Глазури для восстановления



Глазурь, в которую вводят металлы, предназначенные для восстановления, должна быть составлена так, чтобы восстановительные газы не вызывали из ее состава отдельных металлов, способных заглушить нужный материал. Особенно опасен в данном случае свинец (сурик), когда его много в глазури (в легкоплавких). Он выделяется при восстановлении в виде серого матового металла, похожего на графит, который совершенно заглушает все остальные, уничтожая в глазури ее стеклообразность.

Кроме свинца, легко восстанавливается олово, сурьма и цинк. В данных условиях не восстанавливаются до металла кальций, барий, натрий, калий, алюминий (глина). Не будучи металлами, совершенно безопасны в этом отношении бор (борная кислота, бура), фтор (криолит и плавиковый шпат), фосфор (жженая кость).

Конечно, если восстановление происходит в тот момент, когда данная глазурь уже отвердела, восстановление свинца, сурьмы и друг, безопасно. Так, например, если восстанавливают глазури, плавящиеся при 700°, а застывающие при 580—600°, то глазури, плавящиеся при 850° и твердеющие при 700°, будут нечувствительны к восстановлению, рассчитанному на первые глазури.

В этих условиях на твердые глазури могут только осаждаться пары из хлористых газов и дать нужный результат.

Можно получить одинаковый результат на глазурях разной плавкости, если будет верно уловлен момент, предшествующий отвердеванию глазури, который будет при температуре тем высшей, чем выше температура плавления глазури. Разница в температуре при плавлении и размягчении около 100—150°.

Из изложенного понятно, что глазури для восстановления могут быть составлены очень разнообразно и на разную температуру. Для этой цели возможно использование глазурей и эмалей, кроме глазурей легкоплавких свинцовых (красные хромовые, медная с глиной, урановая и т. п.).

Свинец в незначительных пропорциях в глазурях, содержащих несколько других составных материалов, хорошо связывается с песком и делается не так опасен. Поэтому можно пользоваться глазурями Дека. Но так так восстановительный процесс имеет исключительно художественно-декоративную цель, то для экономии топлива и удобства управления процессом опишем работу на самых легкоплавких глазурях.

Из перечисленных выше материалов, самым удобным плавнем является бор для прозрачных глазурей, а заглушителем — фтор и фосфор.

Борную кислоту вводить в глазурь больше 75% не следует, с большим количеством борной кислоты глазурь легко выветривается.

Состав глазурей таков:

А: Б: В:
Песок – 25 Песок – 25 Песок – 25
Борная кислота – 75 Бура – 75 Борная кислота - 52
Поташ - 23

Так как бура представляет собой соединение борной кислоты 70% и натрия 30%, то глазури Б и В очень похожи, разница между ними та, что в В натрий заменен калием, приблизительно в тех же весовых отношениях.

Благодаря большему удельному весу калия, в глазури В химически песку меньше и она легкоплавче, чем А и Б, на зато и менее прочна. Глазурь В, восстанавливаясь в одной печи вместе с глазурями А и Б, как самая легкоплавкая, дает более яркое восстановление.

Уменьшая количество борной кислоты и щелочи (или буры, что то же самое) и увеличивая количество песку, например, борная кислота 66 и песок 37, получаем более тугоплавкие глазури, которые надо восстанавливать раньше. Если же восстанавливать их по более легкоплавким, т. е. немного позднее, чем это требуется, то они мало восстанавливаются и получаются мягкими, полунотушеннымн, слегка матовыми.

Вообще составов глазурей для этой цели можно указать очень много, но руководствуясь изложенным как здесь, нетрудно составить нужную глазурь.

Глазури следует наносить на черепок но возможности тонким слоем (не более 0,5 мм), тогда они восстанавливаются значительно лучше. В густо наложенных местах или в местах наложения одной глазури на другую глазурь восстановления не получает или если и получает, то очень слабое. Грунтом для этой цели может служить лучше всего обыкновенная белая эмаль. Так, например, если на изделие нанести пятнами белую эмаль, а затем полить ее медной глазурью, то в тех местах, где глазурь лежит на эмали, она будет бирюзового цвета, а в местах без эмали получится глазурь разных красных оттенков с металлическим отливом.

В целях экономии борные и борно-щелочные глазури нет необходимости предварительно сплавлять, особенно если есть возможность пользоваться тонко размолотым кварцем или песком. Достаточно все составные части тщательно перемешать и облить кипятком: если кристаллы борной кислоты не разойдутся, то подбавить еще кипятку и процедить через сито.

Если в глазурь входит поташ или сода, то осаждать красители не следует, так как на них уже подействовали сода или поташ. Нужно только осаждать марганец раствором сахарного песку и золотохлористым оловом.

Также на сайте:



Способы нанесения глазури

Глазурь наносится на поверхность изделия кистью, а также окунанием и обливанием. Так, например, изразцы удобнее обливать глазурью. Во время обливания каждый изразец держат над широкой посудиной за румпу или же устанавливают на специальное приспособление, согнутое из толстой проволоки. Для глазурования внутренних стенок посуду примерно на четверть наполняют глазурью. Затем посуду наклоняют и медленно поворачивают, следя за тем, чтобы глазурью были омыты все ее внутренние участки.



Лепка из жгутов

Техника лепки сосудов из глиняных жгутов была известна еще в каменном веке. Прошли многие тысячелетия, но она до сих пор используется мастерами при лепке уникальных фигурных сосудов. Особенно она незаменима при изготовлении крупных сосудов, которые невозможно сделать на гончарном круге. Так лепились, например, достигающие двухметровой высоты сосуды для воды и вина, так называемые пифосы, получившие широкое распространение в Древней Греции.