Глазури для восстановления



Глазурь, в которую вводят металлы, предназначенные для восстановления, должна быть составлена так, чтобы восстановительные газы не вызывали из ее состава отдельных металлов, способных заглушить нужный материал. Особенно опасен в данном случае свинец (сурик), когда его много в глазури (в легкоплавких). Он выделяется при восстановлении в виде серого матового металла, похожего на графит, который совершенно заглушает все остальные, уничтожая в глазури ее стеклообразность.

Кроме свинца, легко восстанавливается олово, сурьма и цинк. В данных условиях не восстанавливаются до металла кальций, барий, натрий, калий, алюминий (глина). Не будучи металлами, совершенно безопасны в этом отношении бор (борная кислота, бура), фтор (криолит и плавиковый шпат), фосфор (жженая кость).

Конечно, если восстановление происходит в тот момент, когда данная глазурь уже отвердела, восстановление свинца, сурьмы и друг, безопасно. Так, например, если восстанавливают глазури, плавящиеся при 700°, а застывающие при 580—600°, то глазури, плавящиеся при 850° и твердеющие при 700°, будут нечувствительны к восстановлению, рассчитанному на первые глазури.

В этих условиях на твердые глазури могут только осаждаться пары из хлористых газов и дать нужный результат.

Можно получить одинаковый результат на глазурях разной плавкости, если будет верно уловлен момент, предшествующий отвердеванию глазури, который будет при температуре тем высшей, чем выше температура плавления глазури. Разница в температуре при плавлении и размягчении около 100—150°.

Из изложенного понятно, что глазури для восстановления могут быть составлены очень разнообразно и на разную температуру. Для этой цели возможно использование глазурей и эмалей, кроме глазурей легкоплавких свинцовых (красные хромовые, медная с глиной, урановая и т. п.).

Свинец в незначительных пропорциях в глазурях, содержащих несколько других составных материалов, хорошо связывается с песком и делается не так опасен. Поэтому можно пользоваться глазурями Дека. Но так так восстановительный процесс имеет исключительно художественно-декоративную цель, то для экономии топлива и удобства управления процессом опишем работу на самых легкоплавких глазурях.

Из перечисленных выше материалов, самым удобным плавнем является бор для прозрачных глазурей, а заглушителем — фтор и фосфор.

Борную кислоту вводить в глазурь больше 75% не следует, с большим количеством борной кислоты глазурь легко выветривается.

Состав глазурей таков:

А: Б: В:
Песок – 25 Песок – 25 Песок – 25
Борная кислота – 75 Бура – 75 Борная кислота - 52
Поташ - 23

Так как бура представляет собой соединение борной кислоты 70% и натрия 30%, то глазури Б и В очень похожи, разница между ними та, что в В натрий заменен калием, приблизительно в тех же весовых отношениях.

Благодаря большему удельному весу калия, в глазури В химически песку меньше и она легкоплавче, чем А и Б, на зато и менее прочна. Глазурь В, восстанавливаясь в одной печи вместе с глазурями А и Б, как самая легкоплавкая, дает более яркое восстановление.

Уменьшая количество борной кислоты и щелочи (или буры, что то же самое) и увеличивая количество песку, например, борная кислота 66 и песок 37, получаем более тугоплавкие глазури, которые надо восстанавливать раньше. Если же восстанавливать их по более легкоплавким, т. е. немного позднее, чем это требуется, то они мало восстанавливаются и получаются мягкими, полунотушеннымн, слегка матовыми.

Вообще составов глазурей для этой цели можно указать очень много, но руководствуясь изложенным как здесь, нетрудно составить нужную глазурь.

Глазури следует наносить на черепок но возможности тонким слоем (не более 0,5 мм), тогда они восстанавливаются значительно лучше. В густо наложенных местах или в местах наложения одной глазури на другую глазурь восстановления не получает или если и получает, то очень слабое. Грунтом для этой цели может служить лучше всего обыкновенная белая эмаль. Так, например, если на изделие нанести пятнами белую эмаль, а затем полить ее медной глазурью, то в тех местах, где глазурь лежит на эмали, она будет бирюзового цвета, а в местах без эмали получится глазурь разных красных оттенков с металлическим отливом.

В целях экономии борные и борно-щелочные глазури нет необходимости предварительно сплавлять, особенно если есть возможность пользоваться тонко размолотым кварцем или песком. Достаточно все составные части тщательно перемешать и облить кипятком: если кристаллы борной кислоты не разойдутся, то подбавить еще кипятку и процедить через сито.

Если в глазурь входит поташ или сода, то осаждать красители не следует, так как на них уже подействовали сода или поташ. Нужно только осаждать марганец раствором сахарного песку и золотохлористым оловом.

Также на сайте:



Керамика в России

На территории России самая ранняя керамика обнаружена на Дальнем Востоке. По мнению ученых, ее можно датировать XI—XII тыс. до н. э. С эпохи неолита изготовление керамики становится повсеместным занятием. Однако подлинных высот гончарство достигло в XVIII-XIX вв. Китайцы и европейцы очень строго охраняли секреты производства своего фарфора.

Русские императоры не хотели отставать, поэтому еще Петр I прилагал усилия для развития «порцелинового» (фарфорового) дела. Отечественный фарфор был изобретен при его дочери — императрице Елизавете.



Декоративные эмали

К декоративным эмалям не предъявляется тех требований, которые предъявляются к изразцовым эмалям, и поэтому для достижения больших художественных эффектов мы имеем здесь гораздо большую свободу и большие возможности. Декоративные эмали на изделиях могут применяться в трех случаях:
- эмаль как грунт на цветном черепке, для получения яркого чистого цвета от лежащей на- нем цветной глазури или живописи прямо на эмали под бесцветной глазурью;