Глазури восстановительного огня



Пробы глазурей

Для взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять.



Пары олова и алюминия

Чтобы совершенно не изменять цвета глазурей, применяют хлористое олово в смеси с хлористым алюминием в каких угодно пропорциях. Олово дает на глазурях легкий беловатый налет (дымку). Для экономии можно добавлять и хлористое железо. Восстановление углекислыми и хлористоводородными газами. Наконец, если надо получить очень сильные эффекты блестящего кричащего металла разных оттенков, не достижимых никакой другой техникой (в живописи, в ювелирном деле и т. п.), применяют оба описанных приема восстановления вместе.



Осаждение паров меди

Из хлористых солей наиболее употребляемой является нашатырь (хлористый аммоний). В него подмешивают соли меди (нежелательно купорос, дающий много серы), лучше углекислую медь или еще лучше, но она очень дорогая, хлористую медь, кристаллизованную с водой. Меди по отношению к нашатырю вводят 15—20%. Количество солей приблизительно от 200 до 400 г. на 1 куб. м. Хорошо также добавлять в патроны хлористое серебро (ляпис, осажденный соляной кислотой).

Нашатырь можно заменить поваренной солью, но она дает более грубые результаты — более темную, не столь блестящую окраску и меньше радужной игры.



Обжиг и восстановление

Обжиг ведется совершенно также, как и в окислительных глазурях. Когда обжиг закончен, т. е. глазури блестят (760—800°), закладывают поддувало топки кирпичом и замазывают глиной, до половины закладывают топку и как только начинают чернеть углы реек, кирпича и т. п., что бывает приблизительно при 600— 580°, закрывают и замазывают трубу и все отверстия горна. После этого в топку кладут дрова и, быстро заложив кирпичом оставшуюся часть топки, замазывают ее глиной.



Применяемые красители

Яркость полученных глазурей при этой технике совершенно не зависит от количества введенных в глазурь окислов. Сильно окрашенные глазури восстанавливаются хуже. Восстановление идет тем энергичнее, чем мельче раздроблены и равномернее распределены в глазури частицы красителя. Если будем рассматривать глазури в период их расплавления как некоторую жидкость, то красители в ней будут находиться как бы в растворе и в очень раздробленном состоянии. Если же красителя будет много, то его частицы, слипаясь, станут крупнее и восстанавливаться будут хуже.



Глазури для восстановления

Глазурь, в которую вводят металлы, предназначенные для восстановления, должна быть составлена так, чтобы восстановительные газы не вызывали из ее состава отдельных металлов, способных заглушить нужный материал. Особенно опасен в данном случае свинец (сурик), когда его много в глазури (в легкоплавких). Он выделяется при восстановлении в виде серого матового металла, похожего на графит, который совершенно заглушает все остальные, уничтожая в глазури ее стеклообразность.



Процесс восстановления

В основном этот процесс обработки глазурей заключается в том, что окиси металлов, введенные в глазурь для окраски ее, теряют свой кислород (полностью или частично) и получают вид мельчайших частиц металла, вплавленных в стекло. Введение этих окислов возможно также и не при приготовлении глазурей, а в виде паров, оседающих на поверхности глазури, где они и восстанавливаются.

Также на сайте:



Способы нанесения глазури

Глазурь наносится на поверхность изделия кистью, а также окунанием и обливанием. Так, например, изразцы удобнее обливать глазурью. Во время обливания каждый изразец держат над широкой посудиной за румпу или же устанавливают на специальное приспособление, согнутое из толстой проволоки. Для глазурования внутренних стенок посуду примерно на четверть наполняют глазурью. Затем посуду наклоняют и медленно поворачивают, следя за тем, чтобы глазурью были омыты все ее внутренние участки.



Усадка глины

Подвергнув изделие после сушки обжигу, можно убедиться, что при обжиге объем глины тоже уменьшается. Уменьшение объема глины во время обжига называют огневой усадкой, или просто усадкой.

При обжиге изделий глина сначала не дает усадки. Примерно, до 400° наблюдается только незначительное уменьшение веса глины. Нагрев выше 400° уменьшает вес глины уже очень сильно. При этом из глины выделяется так называемая конституционная вода.

RSS-материал