Глазури восстановительного огня



Пробы глазурей

Для взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять.



Пары олова и алюминия

Чтобы совершенно не изменять цвета глазурей, применяют хлористое олово в смеси с хлористым алюминием в каких угодно пропорциях. Олово дает на глазурях легкий беловатый налет (дымку). Для экономии можно добавлять и хлористое железо. Восстановление углекислыми и хлористоводородными газами. Наконец, если надо получить очень сильные эффекты блестящего кричащего металла разных оттенков, не достижимых никакой другой техникой (в живописи, в ювелирном деле и т. п.), применяют оба описанных приема восстановления вместе.



Осаждение паров меди

Из хлористых солей наиболее употребляемой является нашатырь (хлористый аммоний). В него подмешивают соли меди (нежелательно купорос, дающий много серы), лучше углекислую медь или еще лучше, но она очень дорогая, хлористую медь, кристаллизованную с водой. Меди по отношению к нашатырю вводят 15—20%. Количество солей приблизительно от 200 до 400 г. на 1 куб. м. Хорошо также добавлять в патроны хлористое серебро (ляпис, осажденный соляной кислотой).

Нашатырь можно заменить поваренной солью, но она дает более грубые результаты — более темную, не столь блестящую окраску и меньше радужной игры.



Обжиг и восстановление

Обжиг ведется совершенно также, как и в окислительных глазурях. Когда обжиг закончен, т. е. глазури блестят (760—800°), закладывают поддувало топки кирпичом и замазывают глиной, до половины закладывают топку и как только начинают чернеть углы реек, кирпича и т. п., что бывает приблизительно при 600— 580°, закрывают и замазывают трубу и все отверстия горна. После этого в топку кладут дрова и, быстро заложив кирпичом оставшуюся часть топки, замазывают ее глиной.



Применяемые красители

Яркость полученных глазурей при этой технике совершенно не зависит от количества введенных в глазурь окислов. Сильно окрашенные глазури восстанавливаются хуже. Восстановление идет тем энергичнее, чем мельче раздроблены и равномернее распределены в глазури частицы красителя. Если будем рассматривать глазури в период их расплавления как некоторую жидкость, то красители в ней будут находиться как бы в растворе и в очень раздробленном состоянии. Если же красителя будет много, то его частицы, слипаясь, станут крупнее и восстанавливаться будут хуже.



Глазури для восстановления

Глазурь, в которую вводят металлы, предназначенные для восстановления, должна быть составлена так, чтобы восстановительные газы не вызывали из ее состава отдельных металлов, способных заглушить нужный материал. Особенно опасен в данном случае свинец (сурик), когда его много в глазури (в легкоплавких). Он выделяется при восстановлении в виде серого матового металла, похожего на графит, который совершенно заглушает все остальные, уничтожая в глазури ее стеклообразность.



Процесс восстановления

В основном этот процесс обработки глазурей заключается в том, что окиси металлов, введенные в глазурь для окраски ее, теряют свой кислород (полностью или частично) и получают вид мельчайших частиц металла, вплавленных в стекло. Введение этих окислов возможно также и не при приготовлении глазурей, а в виде паров, оседающих на поверхности глазури, где они и восстанавливаются.

Также на сайте:



Получение глазури

Глазурь, все составные части которой нерастворимы в воде, приготовляют обычно по так называемому сырому способу. Составные части глазури измельчают, затем смешивают. В результате получается глазурь, вполне пригодная для нанесения на поверхность изделий. Глазури, приготовляемые по такому способу, называются сырыми.



Керамическое тесто

В зависимости от того, какого рода керамическое изделия предполагается производить, изготавливают керамическое тесто соответствующей консистенции. Для этого обработанную и подготовленную глину перемешивают в равных пропорциях с добавками и увлажняют до необходимой пластичности.

Фарфоровые массы готовят из хорошо отмученных смесей глинистых материалов: глины, каолинов, бентонитов и кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов.

RSS-материал