Способы формовки



Наиболее распространенными способами формовки гончарных изделий являются: ручная формовка на гончарном кругу и формовка в гипсовых формах. По обоим этим способам можно формовать только изделия, представляющие собой, как принято называть, тела вращения, т. е. такие тела, разрез которых в любой горизонтальной плоскости имеет форму окружности.

Всего в настоящее время применяются следующие основные пять способов формовки гончарных изделий:
- ручная формовка на гончарном кругу;
- формовка в гипсовых формах;
- ручная прессовка, лепка в гипсовых формах;
- литье в гипсовых формах;
- прессование в чугунных формах на винтовых прессах.

К изделиям, представляющим собой тела вращения, относятся, например, горшки, миски, кувшины с прямым или коническим горлышком.

Изделия, не имеющие формы тел вращения (например, овальные, блюда, игрушки и т.п.), приходится формовать путем ручной прессовки или литья в гипсовых формах.

Для формовки, ручной прессовки и литья мастерские должны иметь комплекты гипсовых форм. Способ изготовления гипсовых форм не сложен.

В данном разделе сайта описана формовка изделий вручную на гончарном кругу, рассказано, как изготовляются гипсовые формы, а также приведено описание формовки, ручной прессовки и литья в гипсовых формах.

Также на сайте:



Налепные узоры

Налепные узоры используются как декоративные элементы на поверхности предмета, как плоского, так и объемного. Они выполняются на предварительно взрыхленной и смазанной шликером стенке, к которой прикрепляется жгут, шарик или полоска из глины.

Налепные узоры для пластины или плитки. Сначала подготовьте требующиеся детали (шарики, прямые и спиральные жгуты и т. д.). Их толщина должна быть равной или меньшей по сравнению с толщиной основного изделия. Разложите подготовленные детали на пластине.



Обжиг в горне

Установка товара в горн. Наставляя глазурованные изделия в горн, нужно всегда следить за тем, чтобы они не соприкасались одно с другим, чтобы было достаточно места для прохода пламени и но возможности полнее использовалось печное пространство. Если глазурованные изделия обжигаются в горне незащищенными от пламени, то их наставляют на лещедки, подкладывая кружки.

Крупные изделия лучше ставить вниз, во избежание разрушения или искривления изделий от давления сверху. Облицовочные плитки забираются в рейки. Между рядами должно быть пространство примерно 5—7 см для прохода пламени.