Сосуды сложной формы



В основе даже самого сложного по форме сосуда всегда лежат простые геометрические тела. Кувшин, который изображен на рисунке, состоит из трех усеченных конусов. Сосуд отличается еще и тем, что для формовки всех его составных частей использована одна и та же болванка — цветочный горшок. Нанесите на болванку восковую мастику и облепите тонким слоем глины. Подставив под нож опорный брусок, разрежьте отформованный конус пополам. С болванки поочередно снимите два пустотелых усеченных конуса.

Один из них пойдет на изготовление верхней части — шейки кувшина, а другой — нижней части тулова. На этой же болванке слепите второй пустотелый конус, который целиком пойдет на верхнюю часть тулова кувшина. Отдельно из глиняной пластины вырежьте донышко и все части кувшина соедините друг с другом. На завершающей стадии слепите из глиняного жгута венчик. Как обычно, поверхность подправьте стекой и затрите влажной тряпкой.

Лепка фляги

Для формовки тулова фляги можно использовать обычные чайные блюдца. Перед началом формовки блюдца изнутри смажьте вазелином или восковой мастикой. Затем возьмите глиняный ком величиной примерно с теннисный мячик, разомните между ладонями. Сделайте из него шарик, который надо сплющить и раскатать скалкой. Полученную пластину (толщиной примерно 5 мм) положите на блюдце и как можно плотнее прижмите к донышку и бортам. Срежьте ножом выступающую за края блюдца глину. Из толстого картона или линолеума согните обечайку в виде широкого кольца. Она должна с некоторым усилием надеваться на блюдце.

Чем выше будут борта у обечайки, тем объемнее выйдет фляга. Вставив блюдце в обечайку, вырежьте из глиняной пластины полоску, соответствующую ее размерам. После обработки стыков жидкой глиной полоску вставьте в обечайку, смазанную изнутри вазелином. Прижмите ее плотно к бортам обечайки и аккуратно заделайте места соединений. Отформовав цилиндрическую поверхность фляги, срежьте лишнюю глину и снимите обечайку.

На торцы боковых стенок нанесите кисточкой жидкую глину и наложите сверху второе блюдце, подготовленное заранее так же, как и первое. После заделки швов оба блюдца осторожно снимите, а отформованное тулово фляги подсушите до кожетвердого состояния, при котором глина становится достаточно твердой, но в то же время легко режется ножом. Пока тулово фляги подсыхает, лепите детали — горлышко, пробку и ушки. Горлышко нужно лепить на деревянном стержне, смазанном вазелином. Ушки согните из раскатанных жгутов.

Заготовив детали, приступайте к сборке. Кончиком ножа прорежьте в тулове отверстие, в которое смог бы плотно войти стержень с вылепленным на нем горлышком. Вставив в отверстие стержень, прижмите горлышко к тулову как можно плотнее. Когда тулово и горлышко будут прочно соединены друг с другом, деревянный стержень слегка поверните вокруг своей оси и извлеките из горлышка. По бокам, на равном расстоянии от горлышка, прикрепите ушки.

Если вы решили украсить флягу резьбой, то не теряйте зря времени. Ведь вырезать узоры можно только до тех пор, пока глина окончательно не затвердела. Декорировать флягу углубленным рельефным узором можно в процессе формовки без помощи резцов. На дне блюдца заранее выкладывают узор из простейших элементов в виде ромбиков, треугольников, кружков, лепестков, вырезанных из картона.

Сверху осторожно накладывают глиняную пластину, равномерно нажимают на нее пальцами так, чтобы элементы узора вдавились в глину. После снятия блюдец кусочки картона окажутся запрессованными в стенки фляги. При обжиге они выгорят, и на их месте образуются фигурные углубления, составляющие рельефный узор.

Формовка на болванке блюда

При формовке блюда можно использовать тарелку. Ее нужно положить донышком вверх и смазать мастикой. Сверху наложите глиняную пластину, прижмите ее к поверхности тарелки и тщательно обработайте стеками. Затем скатайте жгут и прилепите его в середине. Сначала пальцами вылепите из жгута бортики донышка, а когда глина подсохнет, подправьте их ножом, резцами и стекой-петелькой. Отформованную заготовку блюда нужно снять с тарелки после того, как глина слегка подсохнет.

Также на сайте:



Обжиг керамики

Обжиг керамикиОкончательную форму и вид керамические изделия приобретают после обжига, когда глина полностью затвердела и спеклась, а различные покрытия, например глазури, расплавились и застыли. Процесс обжига включает в себя нагревание керамического изделия до определенной температуры, выдержку при конечной температуре и охлаждение. При этом скорость нагревания обжигаемой керамики должна быть такой, чтобы содержащиеся в ней газы удалялись постепенно.



Третий обжиг

Декорирование производится по уже обожженному глазурованному покрытию. Краски расплавляются при последующем обжиге, который осуществляется при более низкой температуре. Таким образом, речь идет о декорировании при «малом огне». Эта техника распространилась в XVIII веке, когда начался поиск более разнообразной гаммы красок, так как при обжиге с высокой температурой многие оксиды разлагаются и исчезают.

Этот способ сложился под влиянием китайского фарфора. Техника третьего обжига применяется при декорировании как терракоты, так и при работе с фарфором.