Порядок формовки на кругу



Формовка ведется в следующем порядке. Сильным броском рабочий помещает «колобок» глины в центр верхнего круга и пускает станок. «Колобок», помещенный - точно в центр круга станка, при быстром вращении круга кажется неподвижным. «Колобок», установленный неточно, при быстром вращении круга кажется «бегающим» по нему. В этом случае «колобок» нужно немедленно снять и установить точно в центре круга.

Охватив «колобок» обеими руками, рабочий начинает медленно вытягивать его кверху. «Колобок» постепенно принимает форму усеченного конуса. Затея, не останавливая станка, рабочий обеими руками нажимает сверху на «колобок» и постепенно превращает его в лепешку.

Эту операцию следует проделать несколько раз. Она необходима для повышения однородности глины, ее уплотнения и равномерного размещения по отношению к центру верхнего круга. Кроме того, эта операция нужна для удаления воздуха из пор между частицами глины.

Продолжая непрерывно вращать станок, рабочий постепенно вдавливает большие пальцы обеих рук или большой палец правой руки в вершину вытянутого «колобка». Поддерживая остальными пальцами «колобок», начинает выводить стенки изделия и формовать дно.

Для выполнения этой операции, как и формовки в целом, требуется особая чувствительность пальцев. Рабочий должен вдавливать пальцы в глину до тех пор, пока не получится дно нужной толщины.

Недостаточно опытные рабочие часто продавливают дно, а иногда, наоборот, оставляют его слишком толстым. В первом случае сформованное изделие сразу же идет в брак, а во втором получается трещина в дне при сушке или обжиге изделия.

Образовавшуюся полость рабочий постепенно расширяет большими пальцами обеих рук или средним пальцем правой руки и всеми пальцами левой руки. При этом он должен следить, чтобы дно получилось с горизонтальной поверхностью, без уклонов к центру или к краям.

Расширив полость до нужных размеров, рабочий начинает вытягивать вверх стенки изготовляемого изделия, придавая им одновременно нужную форму.

Также на сайте:



Символика русской печи

Дом, жилище в представлении наших предков были повторением мира. Потолок простирался над избой, как небо, подполье казалось подземным царством, устье печи напоминало то древний алтарь со священным огнём, то вход в ад. Мир казался чужим и страшным, а дом обжитым и своим. Чтобы снаружи не влетела в дом нечистая сила, двери крестили – рисовали мелом или сажей кресты, а окна закрывали ставнями. Нельзя было находиться на границе между тем и этим миром – сидеть на пороге, здороваться или прощаться через порог.



Способы нанесения глазури

Глазурь наносится на поверхность изделия кистью, а также окунанием и обливанием. Так, например, изразцы удобнее обливать глазурью. Во время обливания каждый изразец держат над широкой посудиной за румпу или же устанавливают на специальное приспособление, согнутое из толстой проволоки. Для глазурования внутренних стенок посуду примерно на четверть наполняют глазурью. Затем посуду наклоняют и медленно поворачивают, следя за тем, чтобы глазурью были омыты все ее внутренние участки.