Порядок формовки на кругу



Формовка ведется в следующем порядке. Сильным броском рабочий помещает «колобок» глины в центр верхнего круга и пускает станок. «Колобок», помещенный - точно в центр круга станка, при быстром вращении круга кажется неподвижным. «Колобок», установленный неточно, при быстром вращении круга кажется «бегающим» по нему. В этом случае «колобок» нужно немедленно снять и установить точно в центре круга.

Охватив «колобок» обеими руками, рабочий начинает медленно вытягивать его кверху. «Колобок» постепенно принимает форму усеченного конуса. Затея, не останавливая станка, рабочий обеими руками нажимает сверху на «колобок» и постепенно превращает его в лепешку.

Эту операцию следует проделать несколько раз. Она необходима для повышения однородности глины, ее уплотнения и равномерного размещения по отношению к центру верхнего круга. Кроме того, эта операция нужна для удаления воздуха из пор между частицами глины.

Продолжая непрерывно вращать станок, рабочий постепенно вдавливает большие пальцы обеих рук или большой палец правой руки в вершину вытянутого «колобка». Поддерживая остальными пальцами «колобок», начинает выводить стенки изделия и формовать дно.

Для выполнения этой операции, как и формовки в целом, требуется особая чувствительность пальцев. Рабочий должен вдавливать пальцы в глину до тех пор, пока не получится дно нужной толщины.

Недостаточно опытные рабочие часто продавливают дно, а иногда, наоборот, оставляют его слишком толстым. В первом случае сформованное изделие сразу же идет в брак, а во втором получается трещина в дне при сушке или обжиге изделия.

Образовавшуюся полость рабочий постепенно расширяет большими пальцами обеих рук или средним пальцем правой руки и всеми пальцами левой руки. При этом он должен следить, чтобы дно получилось с горизонтальной поверхностью, без уклонов к центру или к краям.

Расширив полость до нужных размеров, рабочий начинает вытягивать вверх стенки изготовляемого изделия, придавая им одновременно нужную форму.

Также на сайте:



Керамика и ангоб

Художественная поливная керамика средневековья разделяется на две большие группы. Первую составляют изделия из красной плотной глины, покрытые светлым ангобом. На ангоб наносилась гравировка или часть ангоба соскабливалась в виде узора.

После того как сосуд покрывали прозрачной поливой, чаще всего голубой, зеленой или желтой, та часть поливной поверхности, которая приходилась на ангоб, выглядела светлей, а та, которая попадала на темную глину, казалась почти черной.



Майолика

Майолика является частью традиционных промыслов в Италии. Эта техника появилась в Италии в XIV-XV веках и затем широко распространилась с некоторыми стилистическими различиями. Речь идет о блестящем глазурованном покрытии, нанесенном на бисквит. Согласно традиции, декорирование выполняется на слое покрытия из белой эмали, который нейтрализует основу и усиливает цвета последующих покрытий.