Порядок формовки на кругу



Формовка ведется в следующем порядке. Сильным броском рабочий помещает «колобок» глины в центр верхнего круга и пускает станок. «Колобок», помещенный - точно в центр круга станка, при быстром вращении круга кажется неподвижным. «Колобок», установленный неточно, при быстром вращении круга кажется «бегающим» по нему. В этом случае «колобок» нужно немедленно снять и установить точно в центре круга.

Охватив «колобок» обеими руками, рабочий начинает медленно вытягивать его кверху. «Колобок» постепенно принимает форму усеченного конуса. Затея, не останавливая станка, рабочий обеими руками нажимает сверху на «колобок» и постепенно превращает его в лепешку.

Эту операцию следует проделать несколько раз. Она необходима для повышения однородности глины, ее уплотнения и равномерного размещения по отношению к центру верхнего круга. Кроме того, эта операция нужна для удаления воздуха из пор между частицами глины.

Продолжая непрерывно вращать станок, рабочий постепенно вдавливает большие пальцы обеих рук или большой палец правой руки в вершину вытянутого «колобка». Поддерживая остальными пальцами «колобок», начинает выводить стенки изделия и формовать дно.

Для выполнения этой операции, как и формовки в целом, требуется особая чувствительность пальцев. Рабочий должен вдавливать пальцы в глину до тех пор, пока не получится дно нужной толщины.

Недостаточно опытные рабочие часто продавливают дно, а иногда, наоборот, оставляют его слишком толстым. В первом случае сформованное изделие сразу же идет в брак, а во втором получается трещина в дне при сушке или обжиге изделия.

Образовавшуюся полость рабочий постепенно расширяет большими пальцами обеих рук или средним пальцем правой руки и всеми пальцами левой руки. При этом он должен следить, чтобы дно получилось с горизонтальной поверхностью, без уклонов к центру или к краям.

Расширив полость до нужных размеров, рабочий начинает вытягивать вверх стенки изготовляемого изделия, придавая им одновременно нужную форму.

Также на сайте:



Составы декоративных эмалей

За годы создано и опробовано громадное количество самых разнообразных составов эмалей, перебирая различные составляющие компоненты можно добиться почти любого цвета и оттенка. Способы измельчения, смешивания и протирки тоже позволяют получить множество самых разных результатов. Для приготовления того или иного состава также варьируют температуру плавления и спекания. Некоторые составы приведены ниже.

Синяя эмаль:
Фритта синяя (сплавить и растереть): - Окись кобальта - 10; Окись цинка – 20; Бура водная – 38; Сурик свинцовый - 19; Песок - 13.

Белой эмали – 90
Фритты синей - 10



Майолика

Прежде чем говорить о значении, производства глиняных изделий с цветными глазурями и эмалями, необходимо определить, что такое майолика. Майолика — изделия, изготовляемые из простых глин и покрытые непрозрачными белыми или цветными глазурями (эмалями). С расширением техники керамики к майолике стали относить и другие виды изделий, а именно:

- изделия с белым черепком, покрытым цветными глазурями, такие изделия называются майолика;
- изделия с цветным черепком, покрытым глиной другого цвета, и политые прозрачными белыми или цветными глазурями - мецца-майолика;