Маточный капп



Модели, имеющие форму тел вращения, изготовляются на обычных гончарные кругах, остальные модели приходится изготовлять вручную. Модели делают из гипса с помощью клюшек, пилы, ножа, цикли. Готовую модель надо высушить и покрыть специальной смазкой, состоящей из 15% мыла, 13% гарного масла и 72% воды.

Затем нужно изготовить так называемый маточный капп, который является моделью самой гипсовой формы. Для изготовления каппа модель помещают на горизонтальную площадку внутри металлической обичайки (круга) и в таком положении заливают гипсом.

После затвердения гипса обичайку снимают и осторожно вынимают модель. Гипс обладает свойством при затвердевании несколько увеличиваться в объеме. Поэтому модель, покрытую смазкой, легче вынуть из затвердевшей гипсовой массы. Эта затвердевшая масса и является маточным каппом.

Маточный капп обтачивают с наружной стороны, высушивают и покрывают той же смазкой, что ж модель.

Далее маточный капп помещают на горизонтальную площадку внутри металлической обичайки и заливают гипсом наружную его поверхность. Таким образом, получается отливка, дающая внешний отпечаток маточного каппа.

Перевернув освобожденный от отливки маточный капп вверх дном, заливают гипсом внутреннюю его полость и получают отливку, дающую внутренний отпечаток маточного каппа. Обе отливки в собранном виде образуют так называемый рабочий капп.

Высушив и смазав рабочий капп, устанавливают его на горизонтальную площадку и заливают гипсом. В результате получается форма, пригодная после сушки для изготовления изделий. Чтобы ускорить производство форм, заготовляют сразу много рабочих каппов.

Также на сайте:



Налепы

Издревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений — руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, — жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.).



Чернолощеная керамика

Большой популярностью в России пользовалась чернолощеная керамика, которая появилась еще несколько столетий назад. Технология ее изготовления состояла из нескольких этапов. Вначале вылепленный и слегка подсушенный сосуд подвергали лощению, т. е, полировке, при помощи гальки или кости.

После того как внешняя поверхность приобретала блеск, ее орнаментировали. Затем сосуд просушивали полностью и обжигали.