Литье



Залейте шликер в хорошо просушенную гипсовую форму доверху. Пористый гипс сразу же начнет всасывать из него влагу. Об этом легко догадаться по тому, как будет быстро падать в форме уровень шликера. Всасывая влагу, гипс притягивает к поверхности формы мельчайшие частицы глины, находящиеся в шликере во взвешенном состоянии. Постепенно на стенках формы образуется достаточно плотный слой глиняной массы.

Процесс всасывания влаги с одновременным нарастанием глиняного слоя на стенках формы называется у керамистов «насасыванием черепка». Сразу же после заливки шликера этот процесс идет очень быстро, затем замедляется и прекращается совсем. Именно в этот момент шликер нужно слить. На стенках внутренних поверхностей гипсовой формы остается слой глины, находящийся в тестообразном состоянии, — стенки будущего сосуда.

Через некоторое время слой глины на стенках формы начинает подсыхать. Одновременно происходит его усадка. При этом отливка уменьшается в размерах, и ее стенки (черепок) постепенно отделяются от гипсовой формы. В этот момент стенки затвердевают и становятся тоньше. Убедившись, что отливка достаточно хорошо подсохла, а ее стенки отделились от формы, осторожно снимите верхнюю половину и так же не спеша извлеките отливку из нижней половины формы.

Пока изделие еще не совсем высохло, производят его оправку: срезают ножом рельефно выступающие швы, образовавшиеся кое-где на стыках гипсовой формы; заделывают мягкой глиной всевозможные вмятины, углубления и царапины; после этого поверхность заглаживается увлажненной губкой.

Если изделие пересохло, то неровности можно устранить с помощью наждачной бумаги. После оправки изделие ставят на полку и сушат при комнатной температуре в течение пяти-шести дней. После просушки гигроскопичность (влагопоглощаемость) гипсовой формы полностью восстанавливается и в ней можно отливать следующее керамическое изделие, которое будет точной копией первого.

В одной форме можно выполнить около двухсот отливок. Конечно, сосуд, в основе которого лежит тело вращения, можно изготовить и другим способом, например на гончарном круге. Но есть сосуды, для которых литье чуть ли не единственный способ формовки. К ним относится прямоугольная декоративная ваза. Модель вазы изготовляют из прямоугольного деревянного бруска, к которому приклеивают ножки и горлышки, выточенные на токарном станке.

На одной или двух стенках модели вырезают рельеф. Готовую модель зачищают наждачной бумагой и пропитывают горячей олифой два-три раза. Форма по этой модели отливается в той же последовательности, что и круглая ваза, только вместо цилиндрической опалубки применяется прямоугольная, собранная из четырех дощечек.

Опалубку и поддон смазывают разъединительной мастикой и наливают в нее жидкий гипс так, чтобы в нем оказалась ровно половина модели. Замковое соединение получают вырезанием в нижней половине формы по углам конических углублений, которые смазывают мастикой. После заливки второй половины формы гипс заполняет эти углубления, образуя шипы.

При сборке формы шипы точно войдут в соответствующие углубления и обеспечат точность соединения обеих половин. Готовую форму освобождают от модели, сушат, а затем выполняют отливку уже известным способом.

Также на сайте:



Декорирование глиной

Декорирование глиной и декорирование по глине раскрывает мир красок, начиная с окрашенной глины и до эмалей для обжига при высоких температурах. Кроме того, здесь рассказывается о традиционных техниках декорирования фарфора, греса и раку.

Декорирование глиной и декорирование глины - разные процессы. В первом случае во внимание принимаются особые свойства глины, а во втором - речь идет о разнообразии глазурованного покрытия.

Цвета глины



Литье в формах

Ручная прессовка декоративных гончарных изделий и игрушек — операция трудоемкая. Поэтому при массовом производстве этих изделий лучше отливать их в гипсовых формах. Способ литья настолько прост, что дает возможность применить труд малоквалифицированных рабочих. Из глины приготовляют шликер, т. е. разжижают ее настолько, что она становится текучей. Затем шликером заливают гипсовые формы.