Качество формовки



Качество формовки определяется главным образом по тому, насколько равномерны по толщине стенки и дно сформованного изделия. Толщина их у правильно сформованного изделия совершенно одинакова. Если же изделие сформовано плохо, его стенки и дно, неравномерны по толщине.

Разумеется, изделие должно получиться нужной формы и размеров. Размеры изделия необходимо определить с учетом усушки и усадки. Закончив формовку, рабочий обтачивает изготовляемое изделие. Для этой цели применяются особые деревянные или металлические резцы. Рабочий должен резцом снять снаружи излишек глины у дна и верхнего края изготовляемого изделия.

После этого особыми мерками (шаблонами) следует проверить размеры изделия. Шаблоны можно изготовить из тонкой дощечки или из гипсовой пластинки. Край шаблона должен быть вырезан по внутренним или, что гораздо лучше, по внешним очертаниям изделия.

Проверив размеры изделия, рабочий снова пускает станок и проглаживает поверхность изделия мокрой губкой или мягкой мокрой тряпкой. От легкого нажима мокрой губки или тряпки при движении станка поверхность изделия становится совершенно гладкой и ровной.

Ручки или ушки для изделий изготовляют из более влажной глины, чем самое изделие. Рабочий скатывает из глины жгут, толщина которого должна быть равна толщине ушка или ручки. От скатанного жгута он отрезает кусок нужной длины, прикрепляет его к стенкам изготовляемого изделия и тщательно проглаживает мокрой губкой.

Закончив описанные операции, рабочий куском проволоки толщиной не более 0,5 мм срезает изготовленное изделие с круга. Проволока должна быть сильно натянута, поэтому лучше всего укрепить ее в рамке. Рамка должна быть такого размера, чтобы длина укрепленной в ней проволоки была равна 40—45 см.

Срезанное изделие рабочий устанавливает на специальную планку. Заполненные планки переносит в сушильное отделение. Чтобы избежать коробления при сушке, планки надо делать из сухого леса и строгать со всех сторон.

Крупные изделия при переноске могут искривляться и даже разрушаться, поэтому их следует формовать на гипсовых или деревянных кружках. Эти кружки перед формовкой прикрепляют влажной глиной к поверхности круга гончарного станка. Изделия формуются на них обычным способом. После формовки изделия вместе с кружками снимают с круга гончарного станка и переносят на планках в сушильное отделение.

Чтобы увеличить производительность труда формовщиков, во многих мастерских изготовление «колобков» и жгутов поручают подсобным рабочим. Они также разрезают жгуты для ушек и ручек, укладывают куски на столы гончарных, станков и относят в сушильное отделение сформованные изделия. Описанным способом изготовляется главным образом обычная гончарная посуда.

Также на сайте:



Обжиг и восстановление

Обжиг ведется совершенно также, как и в окислительных глазурях. Когда обжиг закончен, т. е. глазури блестят (760—800°), закладывают поддувало топки кирпичом и замазывают глиной, до половины закладывают топку и как только начинают чернеть углы реек, кирпича и т. п., что бывает приблизительно при 600— 580°, закрывают и замазывают трубу и все отверстия горна. После этого в топку кладут дрова и, быстро заложив кирпичом оставшуюся часть топки, замазывают ее глиной.



Майолика с люстром

Дерута - поселение в области Умбрия, которое славится давней и богатой традицией керамического производства. Широко известна майолика с люстром, изготовленная местными мастерами.

Гончар использует технику напыления для воспроизведения рисунка на предмете. Контуры рисунка наносятся на кальку иглой. Калька помещается на керамическую поверхность, которая тампонируется матерчатым мешочком с порошком графита. После снятия кальки на поверхности остаются контуры. Во время обжига следы графита исчезают.