Формовка в гипсовых формах



Формовка в гипсовых формах имеет много преимуществ перед ручной формовкой на гончарном кругу. Прежде всего, для ручной формовки на гончарном кругу требуются опытные высококвалифицированные гончары. Кроме того, ручная формовка на гончарном кругу трудоемка. При формовке в гипсовых формах производительность труда значительно повышается и обеспечивается высокое качество продукции при более низкой квалификации рабочих.

Изделия можно формовать в гипсовых формах на гончарном кругу или на специальном формовочном станке. Специальные станки должны приводиться в движение от электромотора. На гончарном кругу можно и в гипсовых формах формовать изделия, приводя станок в движение ногой.

На поверхности гончарного круга гипсовые формы не могут держаться. Поэтому для формовки в гипсовых формах верхний круг должен быть отвинчен. Вместо него к валу привинчивают патрон, или болван, в котором имеется гнездо для формы. Болван изготовляется из гипса с добавкой портландцемента. Портландцемент добавляется для повышения прочности болвана.

В гипсовых формах изделия формуют с помощью специальных шаблонов. Для формовки в выпуклых формах шаблоны изготовляют из листовой стали толщиной 3—6 мм. Рабочий край шаблона должен иметь вырез, точно соответствующий внешним очертаниям изделия. Шаблон укрепляется в деревянной раме, которая привинчивается к столу станка. Рама с шаблоном вращается вокруг оси.

Плоские изделия с помощью такого шаблона формуют следующим образом. Распластав ком глиняного теста на поверхности формы, гончар приводит станок в движение. Затем он поворачивает раму с шаблоном вокруг оси до тех пор, пока режущей кромкой шаблона не будет срезан излишек глины на форме и не получится изделие нужных размеров и формы. По окончания формовки глину, набравшуюся на шаблон, рабочий снимает рукой.

Для формовки изделий в полых формах применяют шаблон, который можно опускать в ферму и вынимать из нее. Этот шаблон закрепляется в специальном приспособлении. Профиль шаблона, сделанного из листовой стали толщиной от 3 до 6 мм, соответствует внутренним очертаниям формуемого изделия.

Шаблон привинчивается болтом к наклону так, чтобы режущая его кромка была повернута вправо под углом в 90° к наклону. Благодаря этому режущая кромка шаблона во время работы видна формовщику с правой стороны.

Наклон можно поворачивать вверх и вниз вокруг оси в ушке. Ушко ввинчено в отверстие опоры, закрепленной в кронштейне. С помощью болта, ввинчиваемого в наклон, регулируется величина расстояния, на которое шаблон опускается внутрь формы. От величины этого расстояния зависит толщина дна изделия. При завинчивании болт упираются в консоль опоры, и шаблон опускается в форму на меньшую глубину. При вывинчивании болта шаблон опускается в форму на большую глубину.

Расстояние между шаблоном и стенками формы должно быть равно толщине стенок формуемого изделия.

Операция формовки в полых формах выполняется следующим образом. Гончар забрасывает в форму ком глиняного теста и, пустив станок, постепенно опускает в форму шаблон. Под давлением шаблона глиняное тесто начинает распределяться на поверхности формы, а излишек его отлагается на шаблоне или выдавливается из формы.

При формовке изделий с криволинейной внутренней поверхностью (например, горшков, чайников и т.п.) опору вместе с наклоном и шаблоном можно поворачивать влево и вправо вокруг оси. Для ограничения движения наклона вправо и влево в кронштейне сделана прорезь. В эту прорезь пропускают болт, ввинчиваемый в ось. Таким образом, расстояние, на которое может перемещаться наклон, ограничивается шириной прорези.

При формовке изделий наклон до опускания шаблона в форму поворачивают влево. Если этого не сделать, то выпуклая часть шаблона не пройдет в горловину формы. Затем опускают шаблон в форму и, поворачивая наклон вправо, отформовывают внутреннюю поверхность изделия. После этого наклон снова поворачивают влево и только тогда вынимают шаблон из формы.

Также на сайте:



Подглазурные керамические краски

Подглазурные керамические краскиПодглазурные краски представляют собой смесь пигментов, приготовленных из оксидов различных металлов, каолина и глазури. Для улучшения качества таких красок в их состав вводят также глину, фарфоровую массу, полевой шпат и другие минеральные элементы.

Самыми распространенными пигментами для производства подглазурных керамических красок являются:




Осаждение паров меди

Из хлористых солей наиболее употребляемой является нашатырь (хлористый аммоний). В него подмешивают соли меди (нежелательно купорос, дающий много серы), лучше углекислую медь или еще лучше, но она очень дорогая, хлористую медь, кристаллизованную с водой. Меди по отношению к нашатырю вводят 15—20%. Количество солей приблизительно от 200 до 400 г. на 1 куб. м. Хорошо также добавлять в патроны хлористое серебро (ляпис, осажденный соляной кислотой).

Нашатырь можно заменить поваренной солью, но она дает более грубые результаты — более темную, не столь блестящую окраску и меньше радужной игры.