Формовка на цилиндре
Сосуды, имеющие форму простых геометрических тел, таких, как цилиндр, призма, конус, пирамида, можно лепить на болванке из любого твердого материала. Вместо специально изготовленных болванок можно с успехом использовать различную посуду, подходящую по форме: бутылки, банки и т.п. Предположим, нужно слепить карандашницу цилиндрической формы. Подобрав в качестве болванки подходящих размеров бутылку, оберните ее одним слоем полиэтиленовой пленки и закрепите тонкими нитками.
Раскатайте пластину из глины и вырежьте из нее круглое донышко карандашницы. Прежде чем установить болванку на донышко, просверлите в нем небольшое отверстие, необходимое для проникновения воздуха в карандашницу при снятии ее с болванки. Чтобы болванка не прилипала к донышку, подложите под нее полиэтиленовый кружок, тоже с отверстием. Из целого пласта глины вырежьте прямоугольник — развертку боковой поверхности.
Одна сторона его должна быть равной высоте, а другая — периметру карандашницы. В местах соединения стенки с донышком, а также и на других стыках нанесите стекой сетчатые насечки. Смазав места соединения жидкой глиной, крепко прижмите детали друг к другу и тщательно зашпаклюйте стыки.
Карандашницу можно при желании декорировать одним из известных способов, например, лепными узорами. Из готовой карандашницы осторожно извлеките болванку, а за ней и пленку. Отверстие в донышке залепите комочком мягкой глины. Выровняйте ножом верхний край карандашницы и поставьте сушить.
Формовка на конической и пирамидальной болванке
С конической и пирамидальной болванок готовые сосуды снимаются настолько легко, что нет необходимости в качестве разделительного слоя использовать полиэтиленовую пленку. Достаточно лишь смазать болванки вазелином или восковой мастикой. На конической или пирамидальной болванке можно отформовать много одинаковых изделий, например цветочных горшков. Из раскатанной глиняной пластины вырежьте отдельные стенки или развертку боковой поверхности и донышко.
Если необходимо сделать несколько одинаковых горшков, то дело пойдет более споро, если изготовить из картона или жести шаблоны для боковой поверхности и донышка. Наложив шаблон на раскатанную пластину, вырежьте ножом детали, а чтобы они не высохли, прикройте сверху влажной тряпкой. Формовка выполняется в следующей последовательности.
Сделайте в донышке отверстие, которое в цветочном горшке необходимо не только для беспрепятственного снятия его с болванки, но и для стекания лишней воды при использовании его по прямому назначению. В местах стыков нанесите на поверхность глины насечки и тонкий слой жидкой глины. Поверхности горшка выровняйте стекой и затрите влажной тряпкой.
Горшок можно украсить традиционным способом с помощью так называемых пальцевых защипов. Об этом и других способах декорирования вы можете прочитать в конце книги. Так же, как горшок с конической поверхностью, изготовляется посуда, имеющая в основе усеченную пирамиду. Подготовленная к работе болванка не должна иметь острых углов. В качестве болванки можно использовать уже имеющийся горшок.
Если горшок глазурованный, то его лишь слегка притирают восковой мастикой, а терракотовый (без глазури) окрашивают предварительно масляной краской и используют только после того, как краска высохнет.
Также на сайте:
Инструменты для росписиОсновной инструмент при выполнении надглазурной росписи — кисть. Наиболее подходящие кисти — из беличьего волоса. Выбирая кисти, следите, чтобы у них были равномерно вытянутые и острые кончики. Нужно иметь беличьи кисти нескольких номеров. Во время работы кладите кисти на подставку из жести или дерева. После окончания росписи не забывайте вымыть кисти в скипидаре, затем, смазав их слегка скипидарным маслом, заострите кончики и поставьте в вазочку. |
Применяемые красителиЯркость полученных глазурей при этой технике совершенно не зависит от количества введенных в глазурь окислов. Сильно окрашенные глазури восстанавливаются хуже. Восстановление идет тем энергичнее, чем мельче раздроблены и равномернее распределены в глазури частицы красителя. Если будем рассматривать глазури в период их расплавления как некоторую жидкость, то красители в ней будут находиться как бы в растворе и в очень раздробленном состоянии. Если же красителя будет много, то его частицы, слипаясь, станут крупнее и восстанавливаться будут хуже. |