Формовка на гончарном кругу



Главной частью гончарного станка является стальной вертикальный вал, вращающийся на чугунном подпятнике, в который уложен стальной шарик. На нижнем конце вертикального вала укреплено деревянное маховое колесо, или так называемый нижний круг, диаметром 85—90 см, толщиной 5—6 см.

На верхнем конце вертикального вала укреплен деревянный диск диаметром 20—25 см, толщиной 3—4 см. Этот диск обычно называют верхним, или малым, кругом. Он является рабочей площадкой, на которой формуются изделия.

Вертикальный вал охвачен вверху желейной скобой, привинченной к краю верхней перекладины деревянного стола. Для удобства работы верхний круг должен выступать над столом на 10—15 см. Формовщик сидит на скамье, прикрепленной к столу станка. Высота скамья должна быть такой, чтобы руки рабочего находились на высоте верхнего круга.

Во время работы гончар левой ногой упирается в доску, расположенную в нижней части стола, а правой толкает нижний круг, приводя таким образом станок в движение.

Электрический гончарный круг приводится в движение от общей трансмиссии или непосредственно от электромотора, устанавливаемого под столом станка. Для этого пригоден электромотор однофазного тока, работающий от осветительной сети.

Чтобы гончарный станок с приводом от электромотора приспособить к работе из разных скоростях, устраивают передачу с несколькими шкивами различного диаметра. Путем перевода ремня на шкив соответствующего диаметра устанавливается скорость, требуемая для формовки того или иного изделия.

Перед формовкой рабочий сбивает на столе из валюшек так называемые «колобки». Размер «колобков» зависит от величины формуемых изделий. Приготовив «колобки», рабочий приступает к формовке. Чтобы глина не приставала к рукам, их надо время от времени смачивать водой, в которой разболтано немного глины. Миску с водой ставят на столе справа от рабочего.

Также на сайте:



Расписная керамика

Расписная керамикаДревняя керамика поражает своим совершенством. Например, сосуды периодов Халафа и Хассуны - это потрясающее богатство и разнообразие орнаментов, игра красок, цвета, умения скомпоновать узор и цвета в максимально гармоничные и оптимальные для восприятия сочетания.

Керамика другой культуры — Убайдской — орнаментирована намного беднее, но зато она поражает бесконечным многообразием и причудливостью форм.



Методы анализа керамики

Изучая характер глин, наличие и концентрацию в них различных примесей, ученые могут реконструировать многие исторические процессы (например, миграции, этапы, характер и интенсивность контактов, степень родства тех или иных групп населения и многое другое).