Формовка на гончарном кругу



Главной частью гончарного станка является стальной вертикальный вал, вращающийся на чугунном подпятнике, в который уложен стальной шарик. На нижнем конце вертикального вала укреплено деревянное маховое колесо, или так называемый нижний круг, диаметром 85—90 см, толщиной 5—6 см.

На верхнем конце вертикального вала укреплен деревянный диск диаметром 20—25 см, толщиной 3—4 см. Этот диск обычно называют верхним, или малым, кругом. Он является рабочей площадкой, на которой формуются изделия.

Вертикальный вал охвачен вверху желейной скобой, привинченной к краю верхней перекладины деревянного стола. Для удобства работы верхний круг должен выступать над столом на 10—15 см. Формовщик сидит на скамье, прикрепленной к столу станка. Высота скамья должна быть такой, чтобы руки рабочего находились на высоте верхнего круга.

Во время работы гончар левой ногой упирается в доску, расположенную в нижней части стола, а правой толкает нижний круг, приводя таким образом станок в движение.

Электрический гончарный круг приводится в движение от общей трансмиссии или непосредственно от электромотора, устанавливаемого под столом станка. Для этого пригоден электромотор однофазного тока, работающий от осветительной сети.

Чтобы гончарный станок с приводом от электромотора приспособить к работе из разных скоростях, устраивают передачу с несколькими шкивами различного диаметра. Путем перевода ремня на шкив соответствующего диаметра устанавливается скорость, требуемая для формовки того или иного изделия.

Перед формовкой рабочий сбивает на столе из валюшек так называемые «колобки». Размер «колобков» зависит от величины формуемых изделий. Приготовив «колобки», рабочий приступает к формовке. Чтобы глина не приставала к рукам, их надо время от времени смачивать водой, в которой разболтано немного глины. Миску с водой ставят на столе справа от рабочего.

Также на сайте:



Гончарство в средневековой Европе

Внесла свой вклад в развитие гончарного ремесла и средневековая Европа. Начиная с XV в. особое распространение в Италии получила майоликовая керамика, где она расписывалась в основном сюжетными сценами. Центром производства итальянской майолики был город Фаэнца, отсюда появилось новое название — фаянс.

В дальнейшем практически в каждой стране появляется множество национальных и региональных школ и центров, славящихся особыми видами керамических изделий.



Составы декоративных эмалей

За годы создано и опробовано громадное количество самых разнообразных составов эмалей, перебирая различные составляющие компоненты можно добиться почти любого цвета и оттенка. Способы измельчения, смешивания и протирки тоже позволяют получить множество самых разных результатов. Для приготовления того или иного состава также варьируют температуру плавления и спекания. Некоторые составы приведены ниже.

Синяя эмаль:
Фритта синяя (сплавить и растереть): - Окись кобальта - 10; Окись цинка – 20; Бура водная – 38; Сурик свинцовый - 19; Песок - 13.

Белой эмали – 90
Фритты синей - 10