Формовка на гончарном кругу
Главной частью гончарного станка является стальной вертикальный вал, вращающийся на чугунном подпятнике, в который уложен стальной шарик. На нижнем конце вертикального вала укреплено деревянное маховое колесо, или так называемый нижний круг, диаметром 85—90 см, толщиной 5—6 см.
На верхнем конце вертикального вала укреплен деревянный диск диаметром 20—25 см, толщиной 3—4 см. Этот диск обычно называют верхним, или малым, кругом. Он является рабочей площадкой, на которой формуются изделия.
Вертикальный вал охвачен вверху желейной скобой, привинченной к краю верхней перекладины деревянного стола. Для удобства работы верхний круг должен выступать над столом на 10—15 см. Формовщик сидит на скамье, прикрепленной к столу станка. Высота скамья должна быть такой, чтобы руки рабочего находились на высоте верхнего круга.
Во время работы гончар левой ногой упирается в доску, расположенную в нижней части стола, а правой толкает нижний круг, приводя таким образом станок в движение.
Электрический гончарный круг приводится в движение от общей трансмиссии или непосредственно от электромотора, устанавливаемого под столом станка. Для этого пригоден электромотор однофазного тока, работающий от осветительной сети.
Чтобы гончарный станок с приводом от электромотора приспособить к работе из разных скоростях, устраивают передачу с несколькими шкивами различного диаметра. Путем перевода ремня на шкив соответствующего диаметра устанавливается скорость, требуемая для формовки того или иного изделия.
Перед формовкой рабочий сбивает на столе из валюшек так называемые «колобки». Размер «колобков» зависит от величины формуемых изделий. Приготовив «колобки», рабочий приступает к формовке. Чтобы глина не приставала к рукам, их надо время от времени смачивать водой, в которой разболтано немного глины. Миску с водой ставят на столе справа от рабочего.
Также на сайте:
Работа с цветными глазурямиТак как приготовление, нанесение на черепок и обжиг цветных глазурей и эмалей являются отраслями отдельных работ в майоликовой мастерской, то вся работа с ними может быть поручена специально одному или двум человекам и частично разделена между мастерами, выполняющими другие работы. Весь процесс работы с цветными глазурями и эмалями можно разделить на следующие этапы: - приготовление, завешивание и смешивание материалов; |
Керамика 19-20 вековXIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений. |